Череповецкий район. Что происходит с бюджетами поселений
Больше чем на 40 миллионов рублей снизились собственные ежегодные доходы поселений Череповецкого района по сравнению с 2013 годом. Казна многих муниципалитетов уменьшилась вдвое. Интересно, что произошло это вовсе не из-за экономического кризиса.
Доходы упали вдвое
Пока шла избирательная кампания, мы слышали и читали много разных обещаний, иногда даже вполне искренних. Но, к сожалению, большинство обещающих были не в курсе возможностей (и невозможностей) бюджета сельского поселения. Между тем, за последние 4 года ситуация с муниципальной казной существенно изменилась. Это мало кто заметил, а тем, кому полагается заметить по должности, предпочли промолчать, чтобы не портить себе карьеру.
Чтобы не быть голословными, давайте сравним собственные доходы поселений в 2013 году и ожидаемые в 2017-м.
Собственные налоговые и неналоговые доходы сельских поселений Череповецкого района в 2013 и 2017 годах (тыс. руб.)
Сельское поселение | 2013 год | 2017 год |
Абакановское | 6001 | 2387 |
Воскресенское МО | 5889 | 3718 |
Ирдоматское | 9912 | 8775 |
Климовское | 6988 | 2232 |
Малечкинское | 4494 | 2941 |
Нелазское* | 8230 | 34599 |
Судское | 12982 | 9059 |
Тоншаловское | 20355 | 14183 |
Югское МО | 16421 | 9235 |
Ягановское | 3123 | 1543 |
Яргомжское | 9913 | 5499 |
**Уломское (2016) | 6539 | 3493 |
**Мяксинское (2016) | 2737 | 2027 |
*Бюджет Нелазского с/п существенно отличается от всех других муниципалитетов по причине нахождения на этой территории производственных мощностей «ФосАгро». Поэтому данные цифры не показательны – в 2014 году, например, собственные доходы бюджета Нелазского с/п превысили 85 миллионов рублей – чуть меньше, чем совокупный показатель всех остальных поселений, вместе взятых.
**Данные муниципалитеты еще не существовали в 2013 году, поэтому цифры приведены за 2016-й, первый полноценный год для этих объединенных территорий.
Как видите, имеем резкое падение (в ряде случаев более чем в 2 раза) собственных доходов. Что же произошло? Причиной стал Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. №383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» , которым в упомянутый кодекс введена статья 61.5. Она установила с 2015 года минимальный уровень отчислений от подоходного налога (НДФЛ) в бюджеты сельских поселений. Этот минимум составил 2%. Ранее в местные бюджеты уходило 8-10% от собранного на территории НДФЛ.
Закон был принят голосами исключительно депутатов от «Единой России». Аргументировали они его примерно так: поскольку бюджет местный, то и наполняться он должен за счет местных налогов – земельного и на имущество физических лиц. После повсеместно проводимой в то время кадастровой переоценки земель величина двух упомянутых налогов должна была вырасти и компенсировать ушедший в район НДФЛ. А всё, что не удастся компенсировать, предполагалось возместить за счет передачи поселениями части своих полномочий району.
Был и резервный вариант: пункт 4 ст.61.1 Бюджетного кодекса предусматривает перераспределение части НДФЛ (до 8%) из районов в поселения, если соответствующие решения будут приняты на уровне области.
Некоторые регионы, кстати, так и поступили. Например, в Иркутской области принято решение о направлении в 2017 году поселениям дополнительно 5% НДФЛ из бюджетов районов. В Ростовской области установлен норматив отчислений в 6%, в Волгоградской области – 8%.
«Вологда-Два Процента»: долги важнее сельских поселений
А Вологодчине ближе Дагестан – те же два унылые процента. Причина – в огромных долгах бюджета Вологодской области. Чтобы их возвращать, казна должна быть профицитной. Значит, районам нужно отдавать как можно меньше. И чтобы те совсем не загнулись от безденежья, в их пользу перенаправлялся поток НДФЛ, ранее шедший в поселения.
Учитывая степень зачистки политического пространства в поселениях (да и в районах) на начало 2015 года, вопрос перераспределения доходов в Вологодской области не поднимался практически никем и нигде. Нет, об изменениях в бюджетах поселений говорили, но как о какой-то фатальной неизбежности. Это неудивительно: документ принят «Единой Россией», губернатор Вологодской области – видный функционер «Единой России», глава Череповецкого района – руководитель местной ячейки «Единой России», большинство глав поселений были выдвинуты «Единой Россией». Даже чисто из-за партийной дисциплины никто из представителей местных властей не рисковал спорить с руководством. Что оставалось? Принялись перекраивать бюджеты.
Ниже приведена таблица, по которой видно, как менялись уровень и источники доходов, на примере Тоншаловского поселения. В других муниципалитетах было примерно то же самое.
Собственные доходы бюджета Тоншаловского с/п в 2013 – 2017 годах (тыс.руб.)
Статья доходов | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
НДФЛ | 7833 | 7350 | 1338 | 1698 | 1674 |
Единый сельхозналог | 124 | 90 | 57 | 52 | 30 |
Налог на имущество физлиц | 1617 | 2447 | 5116 | 3800 | 4830 |
Земельный налог (физлица) | 3080 | 3900 | 1837 | 3013 | 2666 |
Земельный налог (организации) | 4658 | 4780 | 4839 | ||
Госпошлина | 32 | 34 | 33 | 29 | 33 |
Доходы от аренды имущества поселения | 7 | 4 | 12 | 111 | |
Доходы от аренды госимущества на территории поселения | 3870 | 3357 | — | — | — |
Доходы от продажи земель | 2062 | 100 | — | — | — |
Прочие доходы | 1730 | 3322 | 484 | 464 | 0 |
Всего | 20355 | 20600 | 13 527 | 13848 | 14 183 |
Дотации, субвенции, субсидии и иные трансферты из бюджета района | 331 | 849 | 3646 | 2069 | 2086 |
Всего | 20686 | 21449 | 17173 | 15917 | 16270 |
Наглядно видим, что потерю доходов от НДФЛ и аренды госимущества на территории поселения компенсировать местными налогами не удалось. Перечисления из района выросли, но тоже не закрывают образовавшуюся брешь. К слову, районы ничего от изменения структуры местных бюджетов не выиграли.
Доходы бюджета Череповецкого района (млн.руб)
2013 | 2017 | |
Собственные доходы,в т.ч. НДФЛ | 331,9190,4 | 344,8219,1 |
Общие доходы (с учетом трасфертов из бюджета области) | 802,5 | 663,3 |
Перераспределение НДФЛ от поселений в район произошло, зато резко уменьшились трасферты из области – в результате районный бюджет также уменьшился – почти на 20%.
Как это отразилось на нашей с вами жизни? Очень серьезно. Смотрим, насколько изменились расходы бюджета Тоншаловского с/п за последние 4 года.
Расходы бюджета Тоншаловского с/п в 2013 – 2017 годах (тыс.руб)
Статья расходов | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Содержание главы поселения | 713 | 757 | 699 | 699 | 699 |
Содержание администрации с/п | 5828 | 5415 | 4447 | 5151 | 4339 |
Разв-е мат.-техн. базы с/п | — | 1310 | 597 | ||
Проведение выборов | 206 | — | 498 | ||
Воинский учет | 181 | 370 | 174 | 227 | 199 |
Пожарная безопасность | 143 | 228 | 132 | 260 | 205 |
Содержание и ремонт дорог | 3202 | 4361 | 3653 | 614 | 506 |
Создание схем террит. планирования | — | 15 | 829 | 68 | |
Коммунальное хозяйство (в т.ч.ремонт коммунальных сетей) | 3265 | 5064 | 3405 | — | — |
Жилищное хоз-во | 1191 | 1758 | 865 | 1001 | 1979 |
Благоустройство | 2204 (в т.ч. уличное освещение – 1077) | 2083 (в т.ч. уличное освещение – 1050) | 1830 (в т.ч. уличное освещение – 786) | 4338 (в т.ч. уличное освещение – 1262) | 4100 (в т.ч. уличное освещение – 1239) |
Содержание МЦДК | 2618 | 2600 | 2600 | 2600 | 2600 |
Муницип. доплаты к пенсиям | 290 | 313 | 527 | 633 | 633 |
Физкультура и спорт | 315 | 570 | 300 | 500 | 400 |
Молодежная политика и оздоровление детей | 24,5 | 27 | 28 | — | — |
Обратим внимание: полностью переданы в район расходы на коммунальное хозяйство, на молодежную политику. Отдана существенная часть средств на ремонты дорог (и в целом этим теперь могут заниматься только районные структуры).
Взамен поселение получило больше денег на благоустройство и на управление жилищным хозяйством.
О чем говорят такие изменения, и почему они так важны?
Давайте выпишем все полномочия, на которые у поселения есть собственные или перечисленные из района средства. Итак:
Я не зря в начале статьи упомянул о предвыборных обещаниях. Многие из них касаются ремонта и строительства дорог, а также модернизации коммунальной инфраструктуры. Все эти функции относятся исключительно к полномочиям района (а строить дороги не имеет права и район).
Фактически местная власть в поселениях Череповецкого района с 2015 года не управляет подведомственными территориями в полной мере. Главы поселений играют роль наместников, призванных следить за настроениями населения и вовремя сигнализировать «наверх». Прочая их функция сводится, по большому счету, к поддержанию улиц в относительной чистоте, приему жалоб граждан и оказанию основных муниципальных услуг. В Тоншаловском поселении на уровень района переданы даже полномочия по составлению проектов муниципальных правовых актов, договоров, соглашений, разъяснений, ответов на обращения граждан и юридических лиц. Да что там говорить — даже прокуратуре отвечает не глава Тоншаловского с/п, а чиновники с Первомайской, 58.
Естественно, в таких условиях трата 6 миллионов рублей в год на содержание главы и администрации поселения выглядит бессмысленным расточительством. Поэтому на уровне области периодически появляются инициативы сократить количество поселений до минимума. В идеале – убрать деление на поселения вообще. С точки зрения логики областного правительства это единственно правильное решение, поскольку при сохранении нынешней системы распределения доходов бюджеты муниципалитетов будут сокращаться и дальше – особенно с учетом инфляции. Вплоть до невозможности исполнять даже оставшиеся куцые полномочия.
Есть и еще один резон. Местное самоуправление очень неудобно для региональных властей с точки зрения реализации непопулярных инициатив и проведения выборов. На уровне региона можно задавить конкурентов медийным и финансовым перевесом. А на местах обмануть людей гораздо труднее. Даже вброс больших средств и приглашение дорогих политтехнологов не гарантирует результата – это мы видели на примере Нелазского с/п.
То же самое с «оптимизационными» мероприятиями: на местах всегда будут сопротивляться закрытию или сокращению финансирования школ, ФАПов, ДК. Максимально отстранив и физически удалив население от центров принятия решений, чиновникам будет гораздо проще обходить такие препятствия.
Можно ли как-то противостоять кризису местного самоуправления?
Можно. Местная власть просто ОБЯЗАНА требовать от района и области перераспределения отчислений от НДФЛ в сторону увеличения. В случае с Тоншаловским с/п, например, рост отчислений подоходного налога на 1% дает дополнительные 5% собственных доходов бюджета. Сумма получается аналогичная той, которую район в 2016 году потратил на ремонт дорог в поселении.
Не приходится питать иллюзий в отношении «старых» глав муниципалитетов – мы уже были свидетелями того, как легко они согласились на превращение из представителей местной власти в бесправных наместников. В том же Тоншалове отсидевший два срока глава поселения, не моргнув глазом, утвердил «Основные направления налоговой политики Тоншаловского сельского поселения на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», в которых черным по белому написано:
Иначе как безответственностью и перекладыванием своих проблем на плечи граждан это не назвать.
Тем более нет смысла надеяться на депутатов, переходящих из старого в новый созыв советов поселений: на примере Тоншаловского могу сказать, что большинство из них и не заметили бюджетного «переворота», привычно голосуя за составленный в администрации района бюджет. А вот на новых глав и на впервые приходящих в советы поселений депутатов надежда есть. Они еще не успели смириться с ролью массовки, предназначенной для одобрения чужих решений. И если не смирятся – возможно, сельские поселения вновь вернут себе статус основных субъектов местного самоуправления.
Евгений Опояскин
Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Google+ Похожее