Итоги второго Восточного экономического форума: Трепанг вместо нефти и гектары оптом

Очевидная цель форума – «открыть» Дальний Восток для инвесторов. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Второй форум во Владивостоке хоть и был короче предыдущего, но стал более «урожайным»

Компании подписали соглашений почти на 2 трлн. рублей. Это примерно в полтора раза больше, чем год назад. Мероприятие посетили 3,5 тысячи гостей из 35 стран мира. Очевидная цель форума – «открыть» Дальний Восток для инвесторов. Но получилось ли? И ждет ли нас бум иностранных вложений, как того обещают чиновники?

БЕСПЛАТНАЯ ЗЕМЛЯ ОБЪЕДИНЯЕТ

На прошлом Восточном форуме бесплатные «дальневосточные» гектары были главной темой. Хоть закон о них вступил в силу 3 месяца назад, это не мешает обсудить его первые итоги. Пока на получение гектара подали около 300 заявок. Свыше 120 участков уже передано в пользование. И еще 250 – отдадут «вот-вот». Говорят, интерес будет больше, когда разрешат брать гектары всем россиянам и по всему Дальнему Востоку. Пока программа действует только в 9 регионах и только для их жителей.

- Много людей спрашивают, а можно ли будет брать участок рядом с морем или в лесной зоне? Мы проверили все документы и сами с удивлением обнаружили, что препятствий для этого не будет, - обещает Кирилл Степанов, замминистра по развитию Дальнего Востока. - Собственникам придется, правда, согласиться с некоторыми правилами использования участка. Тогда оснований для отказа нет.

А еще чиновники столкнулись с интересным явлением. Они думали, что «бесплатный» гектар будет интересен «одиночкам». А оказалось, закон стал предлогом для создания новых поселений.

Кирилл Степанов, замминистра по развитию Дальнего Востока. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

- К нам обращаются целые «команды» по 100 - 150 человек. Хотят жить и возделывать землю вместе, - рассказывает Сергей Габестро, зампред комиссии по развитию институтов общественно-государственного сотрудничества при Минвостокразвития. - Для них целесообразно сделать «лазейку» в законе. Например, получать не один, а несколько гектаров на человека. Мы давно утратили компетенции по созданию поселений. Со времен БАМа, мы только теряем поселки, еще ни одного не создали. А тут уже пять коллективных заявок.

НАШЕ «КОЛЮЧЕЕ ЗОЛОТО»

Прогуливаясь по павильонам форума, я набрела на стенд «Росрыболовства».

«Попались, голубчики», - подумала я. Ибо тема отсутствия дальневосточной рыбы на российских прилавках неисчерпаема. 2 года прошло с введения эмбарго, а в магазинах центральной части страны до сих пор - чилийский лосось.

- Мы пытаемся наладить доставку, но дело не только в ней, - объяснил Виктор Ашарин, начальник управления аквакультуры. - Есть вопросы к сетевым магазинам, неохотно они берут в ассортимент отечественную рыбу. То им не нравится, как она нарезана. То упаковка не та. Ведем с ними разъяснительную работу, популяризируем русскую рыбу. Люди-то хотят…

Магазинам нужна стабильность, а улов у дальневосточных рыбаков – сезонный. То лосось пойдет, потом минтай, следом – селедка. При этом зарубежные покупатели берут все и всегда. Спрос на дальневосточную рыбу со стороны Китая, Вьетнама, Кореи – огромный. Ведомство лоббирует строительство логистических центров по всей России. Прежде всего, в портах. По сути, это большие холодильники для хранения рыбы.

- Сейчас судно приходит и ждет разгрузки неделю. Представляете, сколько стоит день простоя в порту? – риторически спрашивает Ашарин. - Вот наши рыбаки и предпочитают работать с иностранными компаниями, где такие центры – норма.

В этом году Росрыболовство представило на ВЭФ экзотический проект - развитие марикультуры. Это искусственное выращивание в водоемах Приморья водорослей, устриц, мидий, морских гребешков и прочих «гадов». Рестораны по всей России выстраиваются за ними в очередь. Сейчас под это дело выделено 22 тысячи гектар. До конца года – предоставят еще 11.

Из Японии в этом году приехала самая многочисленная делегация – 246 человек. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

- Трепанг, например, пользуется колоссальным спросом в Азии. Он дороже, чем нефть. Если пересчитать на одинаковый объем, то трепанг имеет лучший эффект в прибыльности, чем нефть. Его выгоднее поставлять и дешевле добывать. Может быть, это вообще наш стратегический ресурс, - смеется Ашарин.

Для тех, кто не знает, трепанг – это морской огурец, весь покрытый иглами. Больше похож на гусеницу и особого аппетита не вызывает. Но глядя на стоимость нефти, думаешь, а почему бы и нет?

У ЯПОНЦЕВ ЭНТУЗИАЗМ, КИТАЙЦЫ ДУМАЮТ

В кулуарах форума обычно можно свободно пообщаться с иностранными бизнесменами. Не так чтобы за чашечкой кофе, но пару вопросов выпытать – запросто. Хотя восточный колорит этого мероприятия добавил проблем всем журналистам.

- Вы меня не спрашивайте, моего начальника спрашивайте, - взмолился менеджер известной японской компании. - Это он «большой» человек.

Субординация для них – все!

Из Японии в этом году приехала самая многочисленная делегация – 246 человек. Даже из Китая – давнего партнера – меньше. У японских «боссов» хорошее настроение и большие амбиции. Причем в разных сферах.

- Наша компания работает в России в сфере нефти и газа. Также у нас есть проект по тепличному выращиванию овощей в Хабаровском крае, - рассказывает Масаюки Сато, директор JGC Corporation. - Администрация края оказывала нам всяческую поддержку. Надеюсь, она будет делать это и дальше. Еще мы планируем вложиться в реабилитационный центр во Владивостоке. А в ходе форума решили участвовать в тендере на строительство амурского газоперерабатывающего завода.

От Китая «прорывных» сделок не ждали. В составе китайской делегации не было чиновников, уполномоченных принимать важные решения. А тамошних бизнесменов пока смущает отсутствие инфраструктуры.

- Очень мало китайских предприятий знает, какие есть проекты на Дальнем Востоке, - пожаловался Жань Тао, глава корпорации «Сириус Холдинг». - Есть огромный потребительский рынок в Китае, есть Дальний Восток и есть китайские инвесторы – все это пока плохо связано.

АЭРОПОРТЫ И ПОЕЗД ИЗ БУДУЩЕГО

К экономическим форумам есть всегда одна претензия. Мол, собрались, поели-выпили, предварительные соглашения подписали… и все. До реальных сделок дело не доходит.

- Со стороны, наверное, так и выглядит. Но участники процесса знают, какая работа идет ежедневно. Иногда все очень медленно, но подвижки происходят, - рассказала мне Екатерина Пиреева, замминистра внешнеэкономических связей Амурской области.

В прошлом году Благовещенск представлял проект грузового моста между Россией и Китаем. Все соглашения уже получены, строительство начнется в декабре. В этом году город приехал с другим пограничным проектом – канатной дорогой для туристов «Благовещенск – Хэйхэ».

Проектов, так или иначе связанных с туризмом, на форуме было большинство. Например, строительство аэропорта малой авиации на Камчатке. Сейчас в долину гейзеров можно уехать минимум за 30 тысяч, а новый аэропорт сократит эту сумму вдвое. Еще проекты международных авиапортов представили Хабаровск и Петропавловск-Камчатский.

Самый инновационный проект тоже связан с транспортом. Сверхскоростной поезд Hyperloop может связать порт в Зарубино и китайский город Хуньчунь к 2020 году. Сначала будут перебрасывать грузы, а потом – пассажиров. Правда, никто этого поезда не видел, потому что его пока в природе не существует. Есть только идея и несколько испытаний технологии в действии. Но инвесторы уверены, что успех ей гарантирован.

УГОЛЬ РВЕТСЯ НА ВОСТОК

России выгодно продавать не только нефть. Экспорт угля из нашей страны с каждым годом набирает обороты. В прошлом году почти половина добычи ушла за границу. И спрос только растет. Особенно со стороны Китая, Японии, Южной Кореи, Индии и Малайзии. Поэтому главными перевалочными пунктами становятся порты на Дальнем Востоке. Многие из них представили на ВЭФ свои проекты для инвесторов. Но единственный, кто уже активно строится, – крупнейший угольный порт в России АО «Восточный Порт», что недалеко от Находки.

Есть запросы от грузоотправителей из Якутии, Хакасии, Восточной Сибири. Им нужен выход в АТР, а порт готов его предоставить. Новый терминал сдадут в 2017 году. Но проблема – в пресловутой инфраструктуре.

Транссибирская магистраль не может пропустить все «товарняки» - элементарно не хватает путей. Ее расширение к 2019 году решит проблему. Увеличение товарооборота автоматически приведет к увеличению добычи угля в стране. А это хорошая новость для отрасли в целом. И для бюджета – его пополнят налоги на добычу полезных ископаемых и налоги от создания новых рабочих мест на предприятиях.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Итоги 2-го ВЭФ

- 201 соглашение

- Общая сумма - 1,76 трлн. рублей

Самые крупные: Амурский газохимический комплекс, комплекс по производству минеральных удобрений в Приморском крае, горнодобывающее предприятие на базе Наталкинского золоторудного месторождения.

КСТАТИ

Алексей Улюкаев: «Если ключевую ставку не понизят - это будет анекдот»

Последний раз ЦБ понизил ставку 10 июня до 10,5%. До этого показатель «продержался» на одном месте больше года. На июльском заседании Банк поосторожничал. Цены на нефть опять упали ниже $50, и было много опасностей для ослабления рубля (подробности)

Александра КОЗЛОВА
 
По теме
Апрель начнётся с майской погоды - Vop.Ru Фото: Мария Суворова/группа «Вологда и вологжане» в Вконтакте Сегодня на большей территории обойдется без существенных осадков, максимальная температура ожидается +6, +11 градусов.
Vop.Ru
Под Череповцом произошло ДТП с участием ГИБДД - Vop.Ru Фото: пресс-служба УМВД России по Вологодской области 28 марта в Череповецком районе произошло ДТП с участием автомобиля «Фольксваген Поло» и служебного автомобиля ГИБДД «Шкода Октавия».
Vop.Ru
Осторожно-клещи! - Вологодская ОДКБ Сегодня о мерах предосторожности в период клещевой активности нам расскажет заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом БУЗ ВО «ВОДКБ» врач-эпидемиолог Астафьева Людмила Владимировна С приходом весны,
Вологодская ОДКБ
Культура – это вовсе не работа, культура – состояние души - Газета Красное Знамя Для Анжелы Лебедевой и Марии Устиновой Белоусовский дом культуры – это и место работы, и второй дом, и новый мир, где царят творчество, радость, праздник  В Белоусовском доме культуры оживленно и весело.
Газета Красное Знамя