В доме Пантелеева на Козленской, 4, открылась выставка «Любимый город». Здесь вологжане смогут увидеть работы пейзажиста Вячеслава Макарова, которого не стало в 2015 году.
Как рассказывают организаторы персональной выставки, Вячеслав Макаров посвятил всю свою жизнь живописи, и особое место в его творчестве занимал образ Вологды. По словам дочери художника Марины, отец старался показать город не с парадной, а с изнаночной стороны.
О живописи Вячеслав Иванович мечтал с детства. Занимался в изостудии вологодского художника Сергея Теленкова. В 1965 году поступил в Ярославское художественное училище. В 1982-1987 гг. был руководителем и преподавателем детской художественной студии в Лосте. С 1980 года участвовал в городских, областных и всероссийских выставках.
Искусствоведы отмечают, что первая заявка о себе была сделана художником в 1985 году картиной «Пролом». Полотно очень символично, хотя и изображает обычную арку, которая находится на Старом рынке Вологды. Эту картину живописец создал в напряженных кирпично-красных тонах, а само полотно связано с тяжелыми событиями в его жизни: в мастерской Макарова случился пожар, и почти все произведения мастера сгорели. Многие работы он переписывает заново, но после всех событий «пролом» — перелом — случается и в его творчестве, и художник начинает писать пейзажи Вологодчины и натюрморты.
«Пролом» отметил сам мэтр Владимир Корбаков, других же смутил странный для того времени мотив. Именно тогда в творчестве Вячеслава Ивановича наметились две линии, которые впоследствии и дали впечатляющие результаты: образы деревянной старинной застройки, тонущей в густых зарослях деревьев, и мотивы центральной части города с каменной архитектурой.
Ценители творчества мастера сожалеют о его раннем уходе из жизни. Ведь интерпретация мотивов старины у Макарова отличалась от работ других вологодских художников. Вячеслав с болью воспринимал разрушение памятников архитектуры, самой характерной вологодской среды. Поэтому свои виды патриархальной Вологды он писал в наиболее драматичную пору природы: зимней ночью, в метель или осенним ненастным вечером. Сцены весеннего пробуждения и виды на храмы, напротив, всегда были пронизаны светлой лирикой и окрашены в нежные, акварельные тона.
Идеалы света и добра всегда жили в душе художника, поэтому символичен тот факт, что последней работой Вячеслава Макарова стала картина «Вид на Софийский собор из моего окна».
Марина Чернова