Майские указы сломались на воспитателях

майские указы, путин, бюджетники, зарплаты, дошкольные педагоги
Фото: i2.wp.com

Заработки педагогов детских садов отстают от президентского ориентира

Зарплатам дошкольных педагогов еще далеко до президентского ориентира. Фото PhotoXPress.ru

Майские указы, подписанные президентом Владимиром Путиным еще в 2012 году, до сих пор нельзя назвать выполненными. Например, это касается требований по повышению зарплат бюджетникам. «Аутсайдерами», судя по Росстату, оказались воспитатели в детских садах. Зарплаты «низшего» педагогического звена сегодня все еще меньше средней по региону в сфере общего образования, хотя они должны были достичь среднерегионального уровня еще в 2013 году. Более того, за прошедшие четыре года разрыв между ними даже увеличился.

Одним из весомых указов президента, подписанных им сразу после инаугурации, стал указ о социальной политике, предполагающий повышение зарплат бюджетников. 

Однако спустя пять лет некоторые из упомянутых в указе показателей сегодня не просто не улучшились, а даже ухудшились. К примеру, к числу «аутсайдеров» можно отнести воспитателей детских садов. По последним данным Росстата, отношение зарплат этих бюджетников к среднерегиональному уровню в сфере общего образования составило в России 88%.

Что примечательно, разрыв между фактическими зарплатами педагогов дошкольных учреждений и тем уровнем, который должен быть достигнут по указу президента, даже увеличивается. Так, по итогам 2013 года заработки воспитателей лишь на 5% отставали от среднерегиональных зарплат в секторе (показатель был 95%). Сегодня этот разрыв достигает уже 12%. В среднем по России воспитатели получали в первом полугодии 2017-го 29,3 тыс. руб. в месяц, а целевой показатель – 33,2 тыс. руб.

Судя по данным Росстата, требование президента сегодня выполняется лишь в шести российских регионах: Ненецком автономном округе, Татарстане, Новгородской, Ленинградской, Пензенской и Сахалинской областях. В 2013 году требование исполнялось в 23 регионах.

Правда, есть небольшой нюанс. В майском указе президента на самом деле прописывалось «доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе». То есть еще в 2013 году в отчетах Росстата о зарплатах воспитателей в идеале должны повсеместно фигурировать 100%.

В пресс-службе Минобранауки, отвечая на вопросы «НГ», скромно обошли такие провалы в исполнении майского указа. Там лишь указали, что по итогам первого полугодия 2017 года заработная плата педагогических работников дошкольного образования выросла на 5% относительно аналогичного периода 2016 года: с 27,9 тыс. руб. до 29,3 тыс. руб.

Так что в правительстве, похоже, не слишком обеспокоены провалом. Отчитываясь в мае текущего года о ходе реализации майских указов, правительственные чиновники как будто и вовсе забыли, что еще четыре года назад зарплаты дошкольных педагогов должны были сравняться со среднерегиональными в секторе. «В 2016 году в целом по РФ среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 33 338 руб. и по сравнению с 2015 годом увеличилась на 2,1%, образовательных учреждений дошкольного образования – 27 476 руб. (рост на 3,5%), учреждений дополнительного образования детей – 27 989 руб. (+4,3%), преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования – 29 848 руб. (+4,1%), преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования – 55 028 руб. (+8,5%)», – следовало из отчета правительства.

В ведомстве Ольги Васильевой на запрос «НГ» также довольно пространно сообщили, что в министерстве «ведут непрерывный мониторинг выполнения регионами майских указов в отношении необходимого уровня повышения зарплат педагогических работников и регулярно напоминают главам субъектов об их ответственности в этом вопросе». В итоге не очень понятно: а есть ли вообще сегодня у правительства задача сравнять эти зарплаты со среднерегиональными и каковы хотя бы примерные сроки по достижению этих показателей?

В Минтруде проблему объясняют тем, что зарплаты бюджетников растут гораздо менее быстрыми темпами, чем заработки в отдельных сферах. Как сообщает замминистра труда и социальной защиты Любовь Ельцова, при потребности в стране врачей, учителей, специалистов рабочих профессий заработная плата в данных секторах растет гораздо меньшими темпами, чем в финансовой сфере. «В 2016 году в финансовом секторе среднемесячная заработная плата превысила среднероссийский уровень в 2,1 раза. При этом рост зарплаты в этой сфере в 2016 году составил 12,7% к 2015 году, что также выше среднего по РФ (7,8%). Для сравнения: в образовании соотношение среднемесячной заработной платы со среднероссийской составило всего 76% (рост к 2015 году – 4,5%)», – указывает она.

Дошкольные педагоги далеко не единственные, чья зарплата пока не дотягивает до обозначенной президентом. К примеру, по итогам прошлого года заработные платы соцработников, врачей и младшего медперсонала также оказались ниже планов, обозначенных в майских указах (см.  «НГ» от 17.04.17 ).

Да и текущие средние заработки воспитателей в детских садах скорее всего объясняются переработками. В частности, как выяснил Общероссийский народный фронт (ОНФ), фактически три четверти российских воспитателей вынуждены работать более чем на одну ставку. Таковы результаты опроса, проведенного ОНФ среди 557 воспитателей из 67 регионов.

Официальный рабочий день воспитателя длится около 7 часов, а рабочая неделя – 36 часов. Однако большинству опрошенных педагогов (76,2%) приходится работать сверхурочно, сообщают «фронтовики». «При этом почти треть из них (28,8%) заявили, что к сверхурочной работе их принуждает администрация, а 6,9% воспитателей работают сверхурочно по письменному приказу», – поясняют результаты опроса в ОНФ. В итоге три четверти педагогов дошкольного образования работе с детьми посвящают 55 часов в неделю. И чтобы получить свои сверхурочные, большинству опрошенных педагогов (52,2%) приходится выполнять работу, которая не является их должностной обязанностью. «Например, уборку территории, в том числе от льда и снега в зимний период, изготовление зимних горок, покраску качелей, ремонт групповых помещений и т.п.», – указывают в ОНФ.

При этом более половины опрошенных педагогов (57,4%) оценивают размер своей заработной платы ниже средней в сфере общего образования. Примерно равной ее считают 15% респондентов, и только 4,5% респондентов отмечают, что их зарплата выше обозначенного ориентира. 

Кроме того, как отмечают эксперты, цифры официальной статистики можно назвать даже завышенными, если их сравнивать с теми данными о зарплате, которые приводят сами воспитатели. Так, разница по Московской области составила 16,5 тыс. руб., по Республике Коми – 11,2 тыс. руб., по Мурманской области – 9,4 тыс. руб., а по Санкт-Петербургу – 9,2 тыс. руб.

Отставания по оплате труда в сфере дошкольного образования самые значительные, соглашаются эксперты «НГ». «Однако у руководителей дошкольных образовательных учреждений очень мало возможностей привлечения дополнительных средств за счет предоставления дополнительных услуг (секции, кружки и т.д.). Соответственно и нет таких денежных средств, как, например, в сфере высшего образования, где   больше возможностей повышения оплаты труда преподавателей и научных работников», – объясняет доцент Российского экономического университета им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. Оптимизация штата тоже дает незначительный эффект. «Все, что уже можно, оптимизировали, сотрудники работают на полторы-две ставки, берут дополнительную нагрузку, но это все равно не помогает достичь установленного уровня оплаты труда», – продолжает эксперт, полагая, что решить проблему помогла бы удвоенная индексация зарплат воспитателей.

В целом система построена таким образом, чтобы максимально сократить шансы сотрудников дошкольных учреждений на получение высокого дохода, замечает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Доход воспитателя формируется из трех частей – собственно заработной платы, базовой части, размер которой зависит от квалификации и стажа сотрудника, региональных надбавок (их размер устанавливается муниципалитетами) и стимулирующих надбавок за дополнительную нагрузку (лишние часы, большее количество детей в группах, дополнительные занятия). Собственно, именно надбавки формируют от 60% дохода воспитателя. Усложняет ситуацию то, что чаще всего надбавки выплачиваются ежеквартально, а это значит, что за проступок воспитатель может лишиться надбавки, составляющей большую часть его дохода, не за месяц, а сразу за квартал», – продолжает он.

По мнению эксперта, нельзя сказать, что майские указы не исполняются вообще. «Однако сохраняются достаточно серьезные пробелы в работе чиновников, на которые по тем или иным причинам принято закрывать глаза как минимум до тех пор, пока проблема не доносится народом до верхних эшелонов власти», – резюмирует Антонов.  

Источник

Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Google+ Похожее
 
По теме
Вопросы приемной кампании и трудоустройства выпускников обсудили в Вологодской ГМХА - Департамент сельского хозяйства 26 марта в академии состоялось заседание рабочей группы по вопросам приемной кампании и трудоустройства выпускников в 2024 году, участие в котором приняли представители Вологодской ГМХА,
Департамент сельского хозяйства
В пос. Вохтоге на ул. Колхозной находится жилое помещение, которое принадлежит администрации округа.
Областной суд
Итоги проекта "Культурный обмен" - Детская библиотека Итоги проекта Культурный обмен Вологодская областная детская библиотека стала участником проекта "Культурный обмен", одним из организаторов телемоста между школьниками Архангельска и Вологды.
Детская библиотека