Айрат Сафин о правах граждан в сфере медицинских услуг, обращениях вологжан и вопросах обеспечения лекарственными средствами льготных категорий. Интервью вологодской областной газете «Красный Север».

- Айрат Фаридович, из самого названия вашего ведомства очевидно, что оно является надзорным органом. За чем или за кем конкретно вы надзираете?

- Основная наша задача - контролировать соблюдение законодательства в сфере здравоохранения. Нам подконтрольны медицинские учреждения и организации. Исходя из этого, наши специалисты на основании утвержденного плана или обращения гражданина проводят проверки в больницах, поликлиниках, частных медицинских организациях, аптеках.

- Сейчас люди осведомлены, что их права в сфере медицинских услуг защищает страховая компания. Можно также пожаловаться в департамент здравоохранения, если человек считает, что его как-то не так лечат, заставляют платить за какие-то медицинские услуги и так далее. А вам можно пожаловаться?

- Да, разумеется. Но нужно учитывать, что существует определенное разграничение полномочий, которое необходимо соблюдать, если вы хотите как можно быстрее решить проблему, связанную с медицинскими услугами.

Так, если гражданин обратился к нам с жалобой на качество медицинской помощи, оказанной ему в рамках ОМС, мы в целях оперативности перенаправим его обращение в страховую компанию, которая проводит экспертизу качества оказания медицинской помощи. В соответствии с законодательством такую процедуру должна проводить именно страховая компания, в которой обратившийся гражданин имеет полис ОМС.

Исключение составляют резонансные случаи, которые произошли в бюджетном учреждении здравоохранения и повлекли за собой, к примеру, смерть пациента или привлекли большое внимание общественности. А вот что касается платной медицины, то здесь все проверки проводит территориальный орган Росздравнадзора. 

- С какими проблемами чаще всего обращаются к вам вологжане? Расскажите о конкретных примерах жалоб и итогов работы по ним.

- Круг вопросов, с которыми к нам обращаются вологжане, затрагивает самые разные медицинские проблемы. Только за три месяца 2017 года к нам поступило 

63 обращения от граждан. Но их можно разделить на две группы. Первая включает проблемы лекарственного обеспечения, во второй речь идет о качестве оказания медицинской помощи.

Большая часть обращений к нам касается отсутствия необходимых лекарственных препаратов в аптечных организациях, отказов в выписке лекарственных средств либо выписки пациентам препаратов-аналогов, есть жалобы и на длительное отсроченное обеспечение, когда пациенту говорят: «Ждите, когда необходимый вам препарат поступит в область», а он ждать не может.

Есть случаи, когда обратившимся с жалобой гражданам выписывались лекарственные средства и изделия медицинского назначения не в полном объеме. Здесь чаще всего идет речь о больных сахарным диабетом, которые, получая инсулин, не обеспечиваются, например, тест-полосками или глюкометрами.

- А как происходит обеспечение дорогостоящими лекарствами льготных категорий пациентов? Часто ли жалуются пациенты?

- Это в определенном смысле «больная» тема, поэтому хочу остановиться на ней подробнее. К нам поступают жалобы от вологжан на то, что врачи отказываются выписывать курс амбулаторного лечения лекарствами в связи с их высокой стоимостью. Это те препараты, закупка которых производится только за счет бюджетных средств. Согласно Федеральному закону № 44 она осуществляется только с применением конкурсных процедур. По длительности этот период занимает до трех месяцев. Такое долгое ожидание вызывает у пациента, проходящего лечение, обеспокоенность и негативные эмоции, ведь лекарство является для него жизненно важным. Особенно часто имеют место случаи отказов в выписке лекарств по этой причине больным онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом и бронхиальной астмой.

- Какой ответ получают те, кто обращается к вам по этому поводу? 

- По обращениям граждан проводятся проверки. В каждом конкретном случае стараемся найти быстрое решение возникшей проблемы. Так, по итогам одной из последних таких жалоб наши специалисты сделали документарную проверку. В итоге департамент здравоохранения оперативно решил вопрос финансирования и покупки лекарственного препарата. Пациент стал получать его в областной больнице, в условиях стационара.

- Иногда приходится слышать о вопиющих случаях в России, связанных с медициной. Где-то долгое время практиковал «врач» без диплома, где-то медик, у которого диплом был куплен, как говорят, буквально в переходе метро. У нас случается подобное?

- Хотелось бы утверждать, что нет, но, увы, наши проверки доказывают обратное. Не так давно одна из вологжанок обратилась к нам с просьбой проверить лицензию стоматологической клиники, в которой она проходила лечение. Женщину встревожило, что медицинскую помощь оказывал, по ее впечатлению, неквалифицированный специалист - гражданин Узбекистана. В ходе проверки выяснилось, что у стоматолога не было подтверждающих документов о переподготовке и подтверждения диплома о медицинском образовании.

Еще одно недавнее обращение также касалось работы частной клиники. Мужчина обратился в один из медицинских центров Вологды для того, чтобы удалить родинку. Ему неверно провели диагностические процедуры, в ходе которых специалисты не выявили никаких противопоказаний по ее устранению. Впоследствии, после удаления родинки, у мужчины развилось онкологическое заболевание. 

В ходе проверки медицинской организации выяснилось, что врач, проводивший предоперационную консультацию, не описал локальный статус образования. Перед удалением родинки не проводилась биопсия.

Что касается бюджетных учреждений здравоохранения, с сожалением должен отметить, что здесь большая часть жалоб возникает из-за некорректного обращения медицинского персонала с пациентами и их родственниками. Медикам всегда нужно помнить, что подчас доброе слово и человеческая поддержка со стороны врачей способны смягчить и облегчить протекание болезни у пациента или боль от утраты у его родственников.

- Наш читатель пишет, что ему было отказано в направлении для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в одну из московских клиник. Кто и как призван решать вопрос о таком направлении?

- Распределение мест на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) и направление в федеральные клиники проводит департамент здравоохранения. Организация этой процедуры реализуется на базе областной клинической больницы. Конечно, получить направление не так просто, поскольку количество нуждающихся гораздо выше, чем квота в федеральные клиники. Ждать своей очереди подчас приходится долго. В связи с этим и возникает недовольство пациентов. Законодательством не определен срок ожидания ВМП, и то, как скоро пациента направят в федеральную клинику, зависит от наличия в ней мест.

- Где можно проверить качество приобретенного лекарственного препарата или медицинского изделия, если у человека возникли подозрения, что они поддельные?

- В первую очередь нужно знать, что все медицинские изделия и препараты проходят обязательную медицинскую сертификацию, и покупатель вправе попросить у фармацевта такой сертификат. Кроме того, на официальном сайте Минздрава опубликованы Государственные реестры лекарственных средств и медицинских изделий. Если приобретенное медицинское изделие или лекарство имеет сертификацию, то его название будет указано в этих реестрах.

Если же вы по назначению врача приобрели препарат, а в ходе его использования появились нежелательные реакции, вы можете обратиться в Росздравнадзор. Мы проведем необходимые контрольные мероприятия.

А вот если препарат или медицинское изделие куплены самостоятельно, без рецепта, и возникли сомнения в его подлинности, рекомендую обратиться на «горячую линию» производителя. Они очень активно идут на обратную связь и заинтересованы в мониторинге качества своей продукции.

 
По теме
Росздравнадзор совместно с Федеральной налоговой службой провел очередной бесплатный  вебинар по вопросам реализации пилотного проекта по маркировке лекарственных препаратов для медицинского применения.
Следственным отделом по городу Вологда Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области проводится доследственная проверка по сообщению о ненадлежащем оказании малолетней девочке медицинской помощи в ча
Михаил Мурашко: 30% жалоб на качество оказания медпомощи подтверждается Об усилении контроля за продажей антибиотиков в аптеках, особенностях введения системы маркировки лекарств,
Во исполнение решения Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, а также для предотвращения обеспечения населения Московской области недоброкачественными лекарственными препаратами,
Росздравнадзор приглашает органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, научные организации,
К участию в Семинаре приглашаются специалисты предприятий - производителей медицинских изделий, медицинских организаций, в том числе имеющих право проводить клинические испытания медицинских изделий, специалисты научных,
Благотворительный фонд «Память поколений» передал областному госпиталю для ветеранов войн Вологодской области новое медицинское оборудование – цифровой рентгеновский диагностический комплекс и оборудование для клинико-ди
Красный север
Под Череповцом произошло ДТП с участием ГИБДД - Vop.Ru Фото: пресс-служба УМВД России по Вологодской области 28 марта в Череповецком районе произошло ДТП с участием автомобиля «Фольксваген Поло» и служебного автомобиля ГИБДД «Шкода Октавия».
Vop.Ru
Осторожно-клещи! - Вологодская ОДКБ Сегодня о мерах предосторожности в период клещевой активности нам расскажет заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом БУЗ ВО «ВОДКБ» врач-эпидемиолог Астафьева Людмила Владимировна С приходом весны,
Вологодская ОДКБ
И сердца у нас заплакали от боли… - Газета Красное Знамя Вечер пятницы 22 марта 2024 года многие из нас запомнят, как день ужасной трагедии в подмосковном «Крокус сити холле»,
Газета Красное Знамя