Историческая драматургия и открытый воздух: организаторы и критики обсудили, как будет меняться фестиваль «Голоса истории»

Капитолина Кокшенева оставляет напутствия фестивалю
Итоговая пресс-конференция фестиваля
Фото: cultinfo.ru

XIV Международный театральный фестиваль «Голоса истории» завершился на прошлой неделе, и, подводя итоги форума, организаторы и члены жюри частично обсудили возможные перспективы следующего, XV фестиваля и развития проекта в целом. Несмотря на то, что до нового фестиваля два года, думать о нем можно (и нужно) уже сейчас, – на этом единодушно сошлись все участники итоговой пресс-конференции «Голосов истории – 2018».

Председатель оргкомитета «Голосов истории», заместитель губернатора области Олег Васильев неоднократно озвучивал точку зрения, что фестиваль, оставаясь концептуально неизменным, всё же с каждым разом должен привносить что-то новое в свою программу. На нынешнем форуме такой новинкой стала успешно прошедшая программа театров кукол, во многом благодаря которой (а именно театрам-участникам из Болгарии и Чехии) фестиваль с полным правом назывался «международным».

Замгубернатора напомнил, что следующий фестиваль – 15-й по счету, и организаторы уже сейчас задумываются над тем, чтобы он был по-юбилейному хорош, интересен и востребован – и, вероятно, предложил зрителям какие-то новые страницы. Члены нынешнего жюри изложили некоторые соображения насчет того, в каком ключе возможна дальнейшая жизнь и развитие старейшего и крупнейшего вологодского театрального фестиваля.

Председатель жюри фестиваля – театральный критик, доктор филологических наук и кандидат искусствоведения Капитолина Кокшенева отметила, что вологодский фестиваль – долгожитель на театральной карте России, и тема его – история – уникальна, как уникально то пространство, которое он предлагает (часть спектаклей фестиваля проходит на открытых площадках в историко-архитектурной среде – в основном, Вологодском кремле). Но эта уникальность порождает и многие проблемы фестиваля, вернее, она обнажает проблемы современного российского театра, в котором спектакли на исторические темы – большая редкость. С этим связана и каждый раз возникающая трудность с формированием афиши фестиваля «Голоса истории».

«Не так давно я инициировала проведение лаборатории исторической драматургии, – рассказала Капитолина Кокшенева. – Современные авторы прислали большое количество пьес для участия. И получается парадокс: с одной стороны – драматурги много пишут на историческую тему, с другой – в театрах это по разным причинам не востребовано или до театров эти пьесы не доходят». Поэтому одним из предложений Кокшеневой для будущего развития «Голосов истории» стало включение в программу фестиваля творческих лабораторий исторической драматургии: «Нужно попробовать «соединить» драматургов с театрами, дать им голос на этом фестивале» . Эту мысль поддержал и критик Алексей Пасуев , заметивший, что в Вологде – городе театральном, с большим количеством ярких, талантливых актеров, не будет проблем с читками, с эскизами, которые могут быть поставлены в рамках лабораторий, а впоследствии из этих читок могут вырасти и полноценные спектакли на исторические темы, которые потом останутся в репертуарах театров и могут быть предложены на фестиваль.

Театральный критик Андрей Юрьев , уже дважды участвующий в жюри «Голосов истории», заметил также, что к отбору спектаклей для фестиваля с исторической тематикой нужно подходить более придирчиво: «Не всякую драму, действие которой разворачивается в прошлом, можно назвать исторической, как и не каждый спектакль, показанный на фестивале, имеет отношение к истории – а если имеет, то иногда весьма и весьма отдаленное» . Посыл был к экспертному совету, отбирающему спектакли: критик напомнил, что фестиваль должны интересовать в первую очередь постановки, где в центре внимания – столкновение различных социально-исторических укладов, исторических сил, исторических персонажей, а не спектакли, где история является всего лишь неким фоном для действия, не имеющего к ней никакого отношения. « Хотелось бы, чтоб в программе было как можно меньше спектаклей, которые имеют чисто формальное отношение к чему-то историческому ». А для увеличения (в перспективе) работ, достойных показа на «Голосах», критик предложил возобновить на будущих форумах проведение круглых столов: «Круглый стол – это место встречи практиков сцены, критиков и историков театра. У нас есть возможность услышать друг друга, озадачить практиков новыми темами и проблемами, открыть для них нечто такое, что может их заинтересовать и спровоцировать на творческие поиски, результат которых можно потом будет демонстрировать на следующих фестивалях. Такие круглые столы были бы очень продуктивны для развития фестиваля и темы истории в российском театре в целом».

Второй, и, пожалуй, самый проблемный момент тоже проистекает из самой концептуальной идеи фестиваля: показ спектаклей на открытом воздухе в историко-архитектурной среде (чаще всего это площадки в Вологодском кремле). Дело в том, что очень немногие театры решаются на эксперимент – вынести свои работы, сделанные для закрытых помещений, на открытую площадку. Технические трудности сопряжены с риском, что спектакль «потеряется», не сможет справиться с предлагаемыми экстремальными условиями, потому что постановка на воздухе требует совсем других акцентов, другой подачи материала. В идеале, конечно, была бы постановка спектаклей специально под открытую площадку – то, что год за годом практиковали Вологодский драматический театр (отсутствие которого на нынешнем фестивале в связи с увольнением художественного руководителя было с сожалением отмечено приехавшими на фестиваль критиками), а также Вологодский театр для детей и молодежи. 2018 год оказался в этом плане неудачным еще и потому, что из-за неудовлетворительного состояния была закрыта Пятницкая башня Вологодского кремля, в которой ранее традиционно ставились и показывались спектакли. Член жюри, театральный критик, помощник художественного руководителя Московского Губернского театра, преподаватель ВТУ имени Щепкина Ольга Галахова предложила вариант, в котором хотя бы 1-2 спектакля фестиваля делались бы специально для открытых площадок.

Конечно, специальная постановка спектакля для открытой площадки – это совсем другая расходная статья для бюджета фестиваля. Ольга Галахова заметила, что «спектакли под открытым небом – это очень дорогое удовольствие», рассказав, что еще лет 15 назад один показ такого спектакля приглашенного европейского коллектива обошелся бы в 50 тысяч евро. В России и странах СНГ таких постановок чрезвычайно мало – с этой проблемой пока бессильны справиться и организаторы, и эксперты, отбирающие спектакли на «Голоса истории». « Это проблема глубокая, уходящая корнями в прошлое. В России традиция театров в открытом пространстве начиналась в 1920-е годы, но потом по разным причинам заглохла» , – напомнила Ольга Игоревна. Алексей Пасуев назвал современный драматический спектакль, идущий на открытом воздухе, «редким зверем, охоту на которого надо начинать сильно загодя» . То есть не рассчитывать на то, что театры, имеющие в репертуаре такой спектакль, сами подадут заявку на фестиваль, а отслеживать появление таких спектаклей, советоваться с критиками и театроведами, которые могут увидеть где-то подходящую постановку и предложить ее вологодскому фестивалю.

На нынешнем же фестивале из-за отсутствия достаточного для проведения конкурса количества постановок, заявленных для показа под открытым небом (их было всего 4), жюри фестиваля попросило у оргкомитета разрешения отдать одну из двух наград, предназначенных для open-air спектаклей, постановке, представленной в традиционном театральном помещении – им стал Челябинский Новый художественный театр со спектаклем «К тебе, земля обетованная».

Олег Васильев подтвердил, что критики назвали одну из самых больных точек фестиваля и пообещал, что оргкомитет в работе над следующим фестивалем постарается трансформировать поданные идеи в какие-то организационные и управленческие решения. Замгубернатора подчеркнул, что присутствие спектаклей на открытой площадке – это традиция «Голосов истории», которую никак нельзя потерять, и что при подготовке 15-го фестиваля к решению сложившейся ситуации будут подходить в особом порядке. По понятным причинам бюджет Вологодской области не может финансировать постановки чужих, не домашних театров – это скорее посыл к Министерству культуры (информацию в которое Олег Васильев пообещал донести). Одним из вариантов решения проблемы председатель оргкомитета назвал предоставление возможности потенциальным театрам-участникам приезжать в Вологду заранее, смотреть открытые площадки фестиваля и по возможности выстраивать спектакли уже непосредственно под них – как это делал, скажем, худрук Александринки Валерий Фокин в 2014 году, готовя для показа в Вологде спектакль про Ксению Петербуржскую.

Из «локальных» замечаний, которые председатель жюри Капитолина Кокшенева просила учесть к следующему фестивалю, прозвучала претензия к излишнему усердию по брендированию форума, а именно – к ярко-синему баннеру, натянутом под сценой, на которой показывали спектакли в Консисторском дворике кремля: «Натянутым на сцене этот баннер был неуместен – как если бы его натянули на самих стенах кремля. Пространство сцены – это священное пространство творчества, и затягивание линии рампы бинтом баннера очень мешало восприятию спектаклей» . При этом критик отметила, что в целом ей импонирует тот факт, что в городе благодаря штендерам и баннерам проведение фестиваля «Голоса истории» бросалось в глаза.

Как будут учтены пожелания и замечания экспертов, увидим в 2020 году, при проведении XV Международного театрального фестиваля «Голоса истории». Пока же напомним некоторые факты и цифры прошедшего, 14-го фестиваля:
– в XIV Международном театральном фестивале «Голоса истории» участвовали театры из 11 регионов России и 3-х зарубежных государств;
– 23 театра показали зрителям 27 спектаклей;
– была реализована специальная внеконкурсная программа театров кукол;
– спектакли фестиваля показывали в трех городах Вологодской области – Вологде, Череповце и Кириллове;
– ежедневно проходили обсуждения спектаклей критиками, а также пресс-клубы с представителями театров-участников;
– была реализована образовательная программа (занятия и мастер-классы с известными российскими режиссерами);
– более 9 тысяч зрителей посетило мероприятия фестиваля.

Елена Легчанова
 
По теме
Руководителей самодеятельных творческих коллективов приглашаем принять участие в семинаре «Подготовка заявочных материалов на соискание званий в сфере культуры «Народный самодеятельный коллектив»,
Сегодня, 27 марта, в Международный день театра в Вологде в рамках традиционного мероприятии «Весь мир – театр!» будут обнародованы имена победителей традиционного профессионального театрального конкурса имени Марины Щуко,
В пос. Вохтоге на ул. Колхозной находится жилое помещение, которое принадлежит администрации округа.
Областной суд
Врачи Вологодской областной детской клинической больницы провели высококлассную операцию и спасли юную пациентку с внутримозговой гематомой, сообщается на сайте правительства региона.
Красный север
Операция «Капустник» - Камерный театр 27 и 28 МАРТА мы ждём вас в Камерном театре на комедийном Капустнике «Дело №5 (операция «Капустник») [12+] Капустник – это наш традиционный подарок зрителям к Международному дню театра (отмечается 27 МАРТА).
Камерный театр