На краю земли

Подробно о ситуации с УЖД «Премьер» писал в номерах от 18 августа 2015 года и от 19 июля 2016 года.

Без малого две недели люди, живущие в отрезанных от «большой земли» лесных поселках станции Семигородняя Харовского района, оставались без подвоза свежих продуктов.

«Мы живем в аварийных домах, повсюду щели, в жуткий холод, что стоял на улице начиная с 4 января, мы топили по три раза в день и все равно мерзли, — рассказала нашей газете жительница поселка на 17 километре узкоколейной дороги Анна Бобинец. — В последний раз продукты завезли нам накануне праздника, 28 декабря. Свежий хлеб привезли только 9 января».


Не хлебом единым

Тревогу местные жители забили в Рождество, 7 января. «Продукты закончились, хлеба нет, а до следующего завоза еще жить и жить», — позвонила в «Премьер» с жалобой Анна Бобинец.

Сейчас в двух лесных поселках в 6-м и в 17-м километрах от станции Семигородняя остаются жить 14 человек. С «большой землей» — крупным населенным пунктом Семигородняя — соединяет лишь узкоколейная дорога (УЖД). Другого сообщения нет.

Услуги по доставке продуктов, в том числе хлеба, людям, живущим в этих поселках, поставляет ООО «Мастер-лес», принадлежащее предпринимателю Дмитрию Выговскому. УЖД Семигородней давно находится в аварийном состоянии, поезда по дороге пускать нельзя — рухнут мосты. Поэтому сейчас дорога представляет собой лишь санный путь, по которому один раз в неделю со станции до поселков ходит снегоход «Буран» и мотобуксировщик (или «мотособака») с продуктами и пенсией.

Выглядит это так: жители двух поселков заранее делают заказы, которые собирает староста поселка на 17-м километре Наталья Корнозеева. Затем староста передает заказ по телефону частным предпринимателям — владельцам магазинов, и они формируют эти заказы, расфасовывая продукты и промышленные товары в коробки.

Коробки забирает предприниматель Дмитрий Выговский, грузит их на «Буран» или «мотособаку» и по санному пути развозит по поселкам. За эти услуги по доставке ООО «Мастер-лес» получает компенсацию из бюджета Харовского района.

«Договор действовал до 31 декабря 2016 года, — пояснил нашей газете Дмитрий Выговский. — В последний раз продукты были завезены 28 декабря. После этого администрация поселения запросила у нас проект договора на услуги по доставке на 2017 год. Мы выслали, однако подписан он не был. Нам никто не звонил, не обращался. Договор не продлен, поэтому мы прекратили доставку продуктов».


Рождественские страдания

7 января «Премьер» связался с руководителями административных структур станции Семигородняя. «Мы расчистили путь, «Буран» может пройти, но никаких обращений со стороны жителей поселков о том, что продуктов нет, к нам в администрацию не поступало, — рассказала «Премьеру» глава поселка Семигородняя Наталья Фокина. — Днем 7 января, когда мне сообщили, что кто-то из жителей якобы остался без продуктов, я связалась со старостой поселка на 17 километре, и она ответила, что продукты есть».

«Заранее, еще до Нового года, зная о предстоящих холодах, я лично обошла всех в поселке и предупредила, что необходимо сформировать заказы заранее с запасом, потому что будет холодно, — рассказала «Премьеру» староста поселка на 17 километре Наталья Корнозеева. — Мы так и сделали. Такое у нас не впервые, и всем понятно, если сегодня, когда было минус 45 градусов мороза, везти продукты в коробках на «мотособаках» за 17 километров — они просто испортятся. Замерзнут. И люди пострадают! Те, которые их будут перевозить. Они же обморозятся. Для меня было странным узнать, что кто-то остался без продуктов. Мне не поступало ни одной жалобы!»

«Сигнал действительно был утром 7 января, — подтвердил глава Харовского муниципального района Сергей Попов. — Я все время находился на постоянной связи с главой Семигородней. Мы обзвонили всех, никто не подтвердил, что положение критическое. Люди празднуют Рождество, пекут пироги… Температура за окном действительно аномальная, все это понимают, и о подвозе продуктов никто официально не просил».

В Главном управлении МЧС по Вологодской области нашей газете ответили, что официальных обращений о бедственной ситуации в Семигородней к ним не поступало.

Спасатели райцентра — Харовска — пояснили, что 4 января они проверяли ситуацию в лесных поселках: жалоб и просьб от жителей не было.

«4 января было около 20 градусов ниже нуля, — рассказывает Анна Бобинец. — Мы ездили чистить дорогу от веток, чтобы могла пройти техника. Я понимаю, что в мороз везти мототехникой продукты бессмысленно, но в администрации могли бы найти спецтехнику! Какую-нибудь крытую автомашину, наконец, вездеход. Ведь такой техники много, и наверняка в Харовской она есть».


Дожить до весны

Вопрос с доставкой продовольствия решился 9 января. «Мы заключили договор с ООО «Мастер-лес», и в тот же день «мотособаки» с продуктами выехали в поселки», — сообщила глава Семигородней Наталья Фокина. — В среду, 11 января, пенсионерам будет доставлена пенсия».

Напомним, что на сегодняшний день в поселках на 6-м и 17-м километре Семигородней УЖД остаются 14 человек. Все они — жители аварийных домов и должны были переехать в районный центр в рамках программы расселения из ветхого и аварийного жилья еще к Новому году. Однако срок строительства дома в Харовске был сорван и перенесен на март.

«Людей в этих населенных пунктах было больше, но часть мы уже вывезли, — говорит глава Харовского муниципального района Сергей Попов. — К 1 марта мы вывезем оттуда всех. Дом, который построен в рамках программы по расселению, будет полностью введен в эксплуатацию».

А в ожидании весны жители лесных поселков уже озабочены новыми вопросами: на каком транспорте они станут вывозить на «большую землю» свое имущество, да еще в распутицу, когда дороги «разбухнут» и УЖД станет непроезжей…

Юлия Лаврова, Наталья Рюмина


Из досье «Премьера»

Первый участок Семигородней УЖД был сдан в 1946 году. Вдоль магистрали один за другим появлялись лесозаготовительные посёлки. До 80-х годов прошлого века именно эта узкоколейка считалась одной из самых передовых в Советском Союзе. Объёмы вывозки Семигородней УЖД (в 1970-х — начале 1980-х годов) были колоссальны: 500-520 тысяч кубометров леса в год. С конца 1980-х годов объёмы перевозок многократно сократились, а леспромхоз пришёл в упадок: лесосырьевая база была выработана, перевозки по многокилометровой УЖД признаны нерентабельными, а износ железнодорожной ветки и постоянные аварии приносили леспромхозу огромные убытки. К 1990 году объём работы УЖД был сокращён вдвое, к концу 1990-х вывозка леса прекратилась. Лесопункты были признаны нерентабельными, и леспромхоз от них отказался.


В тему

Мотобуксировщик («мотособака») — механическое транспортное средство, представляющее собой сцепку из буксировщика на гусеничном ходу с санями или волокушами. Водитель и полезный груз размещается в санях или в волокушах. Некоторые модели мотобуксировщиков могут иметь грузовую площадку непосредственно на самом тягаче. Максимальная скорость мотобуксировщика, как правило, не превышает 30-40 км/час. В России они приравнены к средствам малой механизации (как мотоблоки и мотокультиваторы), при их продаже паспорт транспортного средства или паспорт самоходного механизма не выдаётся, следовательно, мотобуксировщики не подлежат регистрации в ГИБДД или в Гостехнадзоре.


Факт

7 января в Семигородней было 45 градусов ниже нуля.

 
По теме
В Вологде и Череповце открылись точки продаж «Национальной Лотереи». В них продаются билеты на тиражные и моментальные лотереи бренда, а это шанс выиграть миллионы рублей и стать ближе к своей заветной мечте.
https://vologdazso.ru/upload/medialibrary/464/vwrbihbx0eaa1b9jmxoxwyrvig1d1vq7.jpg - Законодательное собрание Такие данные представил начальник УМВД России по Вологодской области генерал-майор полиции Павел Серов в рамках Правительственного часа на 31-й сессии Законодательного Собрания Вологодской области.
Законодательное собрание
В пос. Вохтоге на ул. Колхозной находится жилое помещение, которое принадлежит администрации округа.
Областной суд
Итоги проекта "Культурный обмен" - Детская библиотека Итоги проекта Культурный обмен Вологодская областная детская библиотека стала участником проекта "Культурный обмен", одним из организаторов телемоста между школьниками Архангельска и Вологды.
Детская библиотека