«Нелюбовь» Андрея Звягинцева: разговор на неудобную тему

Фото: vologda-poisk.ru

Каждым своим новым фильмом Андрей Звягинцев всё более утверждается в звании главного кинорежиссёра сегодняшней России.

Действительно, таким количеством международных наград и открытым всемирным признанием сегодня не может похвастаться ни один из ныне живущих российских кинодеятелей. Вот и новая картина Звягинцева «Нелюбовь», только что отмеченная на Каннском фестивале призом жюри, уже более чем полмесяца бередит умы отечественных зрителей. Потому что режиссёр Звягинцев снова завел разговор на неудобную тему.

Каждым своим новым фильмом Андрей Звягинцев всё более утверждается в звании главного кинорежиссёра сегодняшней России.

Действительно, таким количеством международных наград и открытым всемирным признанием сегодня не может похвастаться ни один из ныне живущих российских кинодеятелей. Вот и новая картина Звягинцева «Нелюбовь», только что отмеченная на Каннском фестивале призом жюри, уже более чем полмесяца бередит умы отечественных зрителей. Потому что режиссёр Звягинцев снова завел разговор на неудобную тему.


Те, кто следит за российским кино и в частности за творчеством Звягинцева, помнят, какую шумиху поднял его прошлый фильм «Левиафан». Собравшая по всему миру уйму премий картина, помимо прочего, была обругана министром культуры России Владимиром Мединским и вызвала жесточайшие споры в интернете. Фильм об открытом противостоянии одного человека непобедимой государственной машине нашёл в среде российских зрителей как истовых поклонников, так и ярых противников, посчитавших недопустимым очернение родины.

В этом смысле «Нелюбовь» ещё на этапе съёмок казалась чем-то совсем безобидным, лишённым всякой политической подоплёки. Ну в самом деле, что может быть политического в частной истории развода семейной пары, у которой вдруг пропадает ребёнок?

Но Андрей Звягинцев не был бы собой, если бы в очередной раз не высказался на тему государства российского.

Сейчас, по просмотру «Нелюбви», уже можно вообще говорить о законченной трилогии, включающей, помимо только что вышедшего фильма, «Елену» и «Левиафан». И хотя сам режиссёр об этом не говорит, вдумчивый зритель видит, с какой расчётливой последовательностью Звягинцев раз за разом вскрывает фундаментальные проблемы современной России. А если смотреть глобально, то и всего человечества.
Так, если в «Левиафане» речь шла о том, что мы живём в мире без бога, то в следующей картине Андрей Звягинцев приходит к выводу, что виной всему отсутствие любви. Да, согласно концепции православной церкви, Бог — это и есть любовь, но страшнее неверия отсутствие любви к самым близким людям, а именно к собственным детям.

Настоящая трагедия показанной в фильме истории не в том, что у родителей без вести пропадает сын, а в том, что они обнаруживают это только на третий день. Они насколько заняты ненавистью друг к другу и желанием устроить собственные жизни, что элементарно забывают поинтересоваться, где в этот момент находится их ребёнок.

Тема детских душевных травм, полученных в результате родительского развода, вообще мало кем поднималась в кино, и в этой истории (снова написанной в соавторстве с постоянным сценаристом Олегом Негиным) режиссёр выходит на неосвоенную, новую территорию. В принципе всего описанного было бы достаточно — это уже мощное высказывание, но Андрей Звягинцев идёт дальше, переводя сюжетные события в область кинематографической метафоры.

Так, неслучайным оказывается информационный шум, на фоне которого существуют герои — из новостей об Украине и войны в Донбассе, сообщений о конце света аккурат после празднования дня чекиста и так далее и тому подобное. Как бы сейчас режиссёр ни отнекивался от политического контекста картины, он его самолично туда заложил. Всё это, впрочем, не отменяет главной мысли фильма: покуда в сердце человека нет настоящей любви к ближнему, он так и будет бежать на месте. Пусть и с надписью «Россия» на груди.

Смотрите расписание кинотеатров в афише Вологда поиск

 
По теме
Реальность Юрия Быкова - Газета Премьер Режиссер Юрий Быков признаётся, что постоянно приходится делать выбор между ремеслом и искусством.
06.07.2017
Памятная дата военной истории России: День памяти и скорби - Культура в Вологодской области 22 июня 1941 началась Великая Отечественная война. После продолжительной артиллерийской подготовки в 4.00 утра германские войска, вероломно нарушив заключенный с СССР пакт о ненападении,
22.06.2018
 
7D9nfa34M3-o - УМВД по Вологодской области В Вологодском районе участковые уполномоченные полиции и инспекторы по делам несовершеннолетних провели с подростками занятия по обеспечению личной безопасности в период летних каникул.
22.06.2018 УМВД по Вологодской области
Следственный комитет устанавливает причины и условия, которые могли способствовать совершению преступлений в отношении детей в результате неудовлетворительной организации их отдыха в летний период - Следственный комитет В ряде субъектов Российской Федерации с начала летних каникул произошло значительное количество трагических происшествий с детьми, к расследованию обстоятельств которых незамедлительно подключился Следственный комитет.
22.06.2018 Следственный комитет
У вологодского Драматического театра, который оказался «обезглавлен» после скандального увольнения худрука Зураба Нанобашвили, появился новый претендент на должность художественного руководителя.
21.06.2018 Журнал Бизнес и Власть
«Поздравляю с первой победой нашу сборную!!! Ребята, вы молодцы!!! Так держать!» - с такими словами обратился российский Дед Мороз в адрес российских футболистов,
15.06.2018 Журнал Бизнес и Власть
Всероссийская акция "Свеча памяти" - МЧС Вологодской области      Сегодня в 4 часа утра неравнодушные вологжане пришли на площадь Революции и зажгли свечи у "Вечного огня".
22.06.2018 МЧС Вологодской области
Европротокол это форма оформления ДТП, самостоятельно участниками происшествия без вызова сотрудников Госавтоинспекции, путем заполнения извещений об аварии,
21.06.2018 УМВД по Вологодской области