Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»

Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Участники тестового маршрута «Калейдоскоп живых уроков»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки». Ангелина Глебова
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Туроператоры Вологды опробовали на себе «живые уроки»
Фото: cultinfo.ru

Что такое «живые уроки»? Чем они отличаются от обычных экскурсий? Чем они могут быть полезны учителям и школьникам? Эти и другие вопросы частично пытались разрешить организаторы и участники тестового маршрута «Калейдоскоп живых уроков», на днях прошедшего в Вологде.

Если говорить простым языком, «живые уроки» – это интерактивные уроки, проводящиеся в музеях, храмах, на улицах, учреждениях общепита и т.д. От обычных экскурсий и мастер-классов, на которые школьники вместе с педагогами выезжают в рамках внеклассной деятельности, такие занятия отличаются тем, что по тематике и структуре они схожи с настоящими школьными уроками. Более того – они хорошо вписываются в учебную программу. На «живых уроках», подобно урокам в общеобразовательных учреждениях, экскурсовод вместе с детьми ставит цели и задачи занятия, использует разнообразные способы подачи материала, закрепляет полученные в ходе занятия знания, умения и навыки. Скажем, урок предмета «Окружающий мир» по достопримечательностям родного города учитель может проводить не в классе, используя изображения архитектурных сооружений, а на свежем воздухе, вместе с экскурсоводом проходя по площадям и улицам города, где дети могут воочию наблюдать те объекты, о которых идет речь на уроке.

Уроки-экскурсии, уроки-мастер-классы, уроки-квесты, уроки-игры – в перспективе жанровый спектр таких «живых уроков» может увеличиваться до бесконечности.

Проект «Живые уроки» федеральный , инициированный крупнейшими российскими туроператорами и услышанный на государственном уровне и на уровне администраций регионов. Проект очень молодой – он существует с 2016 года – но активно развивающийся и расширяющий свою географию. 25 регионов России на сегодняшний день подключились к идее проведения «живых уроков». Что касается Вологодской области , то она включилась в проект в апреле 2017 года –  соглашение о взаимодействии между Правительством Вологодской области и Российским союзом туриндустрии по развитию детского образовательного туризма на основе реализации пилотного проекта «Живые уроки» подписано в рамках   XVI Межрегиональной выставки туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера».

Пока представители вологодской туриндустрии пытаются определить для себя, как они могут работать в рамках данного проекта. Определенные шаги уже сделаны – представители областного туристического бизнеса и Департамента культуры и туризма области вошли в  состав межрегионального координационного и экспертного совета проекта «Живые уроки», в области создана региональная рабочая группа по реализации и продвижению проекта, сопредседателями которой являются заместитель начальник Департамента культуры и туризма Дмитрий Шевцов и заместитель директора туристической компании «Интелтур» Тамара Журавлева , которая изначально выступала инициатором участия Вологодской области в проекте.

  « Проект «Живые уроков» хорош тем, что в нем объединяются потенциалы сфер культуры, туризма и образования , – рассказала Тамара Журавлева . – И он должен быть обоюдовыгодным: турфирмы разрабатывают и предлагают такие турпродукты, которые могут использоваться непосредственно в общеобразовательном процессе, а образовательные учреждения получают живое, интересное, интерактивное подспорье в проведении уроков и внеклассных занятий. Сближение со сферой образования очень важно нам, представителям туриндустрии. Мы нащупываем: что нужно? что востребовано? какие формы и виды мы можем предложить? Это огромный импульс к развитию, к разработке новых методик формирования новых качественных и востребованных туров для нашей целевой аудитории – школьников, которым предлагается воспринимать учебную программу в том числе и  вот в таком интересном виде: экскурсии, игры, квесты и т.д. Готовые программы вологодских туроператоров и турфирм будут согласовываться с Департаментом культуры и туризма и Департаментом образования области. Одобренные программы – своего рода подсказка директорам школ и учителям: этим можно пользоваться ».

  «Живые уроки» в масштабах страны хороши тем, что каждый регион может создавать и предлагать свою модель : кто-то организует целые турпоезда , кто-то делает упор на событийные мероприятия , вплетая их в образовательный процесс, кто-то идет путем разрабатывания непосредственно уроков , в которых присутствуют все элементы учебного занятия. Пока проект находится в стадии становления, и те из регионов, у кого уже имеется удачный опыт, незамедлительно делятся им с коллегами.

Проведенный несколько дней назад в Вологде тестовый маршрут «Калейдоскоп живых уроков» , участниками и организаторами которого выступили представители вологодских и череповецких турфирм совместно с Департаментом культуры и туризма Вологодской области, также стал одним из пробных мероприятий, где представители вологодской туриндустрии тестировали на себе шесть предложенных коллегами «живых уроков».

Очень динамичную и интересную обзорную квест-экскурсию «Исторические площади Вологды» , начавшуюся у театра «Теремок» – на бывшей Плац-Парадной площади города – и закончившуюся у памятника Батюшкову на Кремлевской площади, провела Наталья Некрасова из бюро международного молодежного туризма «Спутник». Подобная экскурсия может быть предложена в рамках предмета «Окружающий мир» в 3 классе.  Еще одну квест-экскурсию «Вологда – город, где сбываются мечты» , провели Ксения Коричева и Светлана Полякова из туристической компании «Перекресток».

Более сложным путем пошла Марина Ольшевская из турклуба «Пилигрим», предложившая урок «Храм у школы» в рамках предмета «Истоки». На этом пробном уроке-экскурсии присутствовали и ребята, посещающие один из летних городских лагерей. Как признались потом представители некоторых турфирм, они несколько опасались за такую тонкую и деликатную тему. Но экскурсовод Лариса Мальцева с успехом  провела урок в храме Александра Невского, тактично и ненавязчиво  рассказывая об основных православных понятиях, образах, таинствах, правилах поведения и т.д. « У нас было много споров по экскурсии в храме , – прокомментировала позже Тамара Журавлева. – Нужно ли это давать детям? Имеем ли мы моральное право? Но на пробном уроке мы увидели, что все получается. И детям было интересно, они внимательно слушали, это было незатянуто, познавательно. Я сама удивилась – насколько, оказывается, наши дети могут воспринимать такую информацию.  Сейчас, после этого текстового тура, мы уже сами будем смелее в предложении таких программ ».

В художественном отделе Вологодского музея-заповедника заведующая отделом Ангелина Глебова   провела программу по народному искусству и вологодским росписям . А в музее «Мир забытых вещей» экскурсовод Лариса Катерберг рассказывала о семейных традициях и обрядах : такая тема будет уместна при раскрытии темы «Радоваться всей семьей» программы «Истоки» в 4 классе.

И даже обед участники пилотного маршрута «Калейдоскоп живых уроков» провели необычно: учились изготавливать клюкву в сахаре в одном из ресторанов Вологды (что, кстати, тоже может быть использовано как интерактивный элемент «живого урока»).

«Образовательных экскурсий очень много, но они в большинстве своем не структурированы и не привязаны к конкретной школьной программе, к конкретным предметам, конкретным темам урока, - рассказала куратор проекта, консультант управления развития туризма и музейной деятельности Департамента культуры и туризма Вологодской области Наталья Волынцева . – В вологодском варианте «Живых уроков» мы видим нашу задачу как раз привязать экскурсию к программе, придать ей структуру, схожую со структурой школьного урока, чтобы экскурсоводы умели ставить тему, цели, задачи, закрепить полученные в ходе экскурсии знания и умения. Пока мы проводим апробацию таких уроков, что называется, «сами на себе» –  в пробном маршруте участвуют представители вологодских и череповецких туристских организаций. Скоро подобный образовательный маршрут будет предложен представителям образования, учителям. А третьим, и самым ответственным этапом будет организация образовательного экскурсионного экспресса для школьников области». 

Пока проект «Живые уроки» на Вологодчине движется ко второму пункту «программы-максимум»: в августе 2017 года он будет представлен на областной конференции для педагогических работников области.

Елена Легчанова
 
По теме
Вернуть книги можно с 1 по 14 апреля Если вы и ваши друзья по каким-либо причинам не смогли вернуть взятые в библиотеке книги или иные материалы, просим вас посетить библиотеку в эти дни.
Общее собрание научного общества обучающихся состоялось в ВИПЭ ФСИН России - Вологодский институт права и экономики ФСИН России В актовом зале института собрались представители руководства, профессорско-преподавательского состава, организационно-научного отдела, курсанты и студенты института.
Вологодский институт права и экономики ФСИН России
Под Череповцом произошло ДТП с участием ГИБДД - Vop.Ru Фото: пресс-служба УМВД России по Вологодской области 28 марта в Череповецком районе произошло ДТП с участием автомобиля «Фольксваген Поло» и служебного автомобиля ГИБДД «Шкода Октавия».
Vop.Ru
Осторожно-клещи! - Вологодская ОДКБ Сегодня о мерах предосторожности в период клещевой активности нам расскажет заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом БУЗ ВО «ВОДКБ» врач-эпидемиолог Астафьева Людмила Владимировна С приходом весны,
Вологодская ОДКБ
И сердца у нас заплакали от боли… - Газета Красное Знамя Вечер пятницы 22 марта 2024 года многие из нас запомнят, как день ужасной трагедии в подмосковном «Крокус сити холле»,
Газета Красное Знамя