Новости города БезФормата.Ru
Вологда
Главные новости
 
Задать вопрос?

Учительская газета:"Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений: Изменения в КИМ не означают, что начнут проверять и спрашивать что-то новое"

Оксана Александровна, уже неоднократно говорилось, что содержательных изменений на ЕГЭ-2017 не будет, за исключением отказа от заданий с выбором одного ответа на экзаменах по химии, биологии и физике. Изменится и форма подачи некоторых заданий. Что конкретно имеется в виду?

- Действительно, изменения в ЕГЭ носят эволюционный, а не революционный характер. И форма заданий совершенствуется прежде всего для того, чтобы участники экзамена в максимальной степени могли проявить свои умения. При этом знаниевая часть остается незыблемой: измеряется только то, что изучается в школе. Подготовка к экзамену и его оценивание идут в логике - стандарт, учебная программа и учебник из Федерального перечня. Поэтому, когда мы говорим, что меняется КИМ, это не означает, что начнут проверять и спрашивать что-то новое. Меняются только форматы. Например, в биологии никогда не было заданий, основанных на графике. При этом графическое представление информации давно норма на экзаменах по физике, математике, обществознанию. Графические материалы по этим предметам школьники видят на стенах в кабинетах. И это привычно. Так почему же должны смущать задания, основанные на графике, на экзамене по биологии? Тут всего лишь логическое продолжение имеющейся практики. Поэтому в ЕГЭ по биологии были включены задания, требующие анализа статистической информации, представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц. Еще одна группа интересных заданий предполагает анализ изображений различных биологических объектов: их структуры, функций. Также предложено задание на заполнение смысловых пропусков в схеме.
Стала более стройной и структура первой части экзаменационной работы в ЕГЭ по химии: она представляет собой несколько тематических блоков, и участникам экзамена будет проще сконцентрироваться, переходя от одного тематического блока к другому.
Вообще в последние годы экзаменационные задания ЕГЭ по многим предметам стали более разнообразными, все они направлены на проверку овладения различными умениями, способами познавательной деятельности. Участники экзамена должны не просто продемонстрировать свои знания, но и способность их применять при анализе информации, решении разнообразных задач, изложении и аргументации своего мнения, оппонировании в дискуссии, в рассуждении на предложенную тему.
- Можно ли говорить, что задания становятся сложнее или, напротив, упрощаются?
- Нет, задания сохраняют изначально заданный уровень сложности. Они не становятся ни легче, ни сложнее. Мы живем в условиях четырехлетнего использования результатов, и не может быть так, чтобы в один год что-то было проще, а в другой - труднее.
Логистика в создании КИМов такова: сначала готовится перспективная модель разных заданий. Потом перспективная модель в целом КИМа. Затем следует апробация всех компонентов, анализируются полученные по ее итогам данные: как выполняется каждое задание, как задания коррелируют между собой и как части КИМа друг с другом сопоставляются. На основании этого мы делаем выводы, что необходимо скорректировать, чтобы, например, сохранить уровень сложности, где нужно добавить или, наоборот, убавить. Так что система подготовки КИМов очень регулируемая. Здесь все происходит последовательно и поэтапно.
- До конца апреля этого года будет проходить общественно-профессиональное обсуждение перспективной модели ЕГЭ по литературе. В прошлом году 13 регионов в пилотном режиме уже приняли участие в ее обкатке. Что предлагается изменить? Вернется ли устный экзамен?
- Введение устного ЕГЭ по литературе пока не планируется. А работа над перспективной моделью ЕГЭ по этому предмету идет уже второй год. И тут мы также движемся в привычной логике - апробация, анализ и обсуждение, получение отзывов, корректировка системы оценивания. После этого к 2018 году мы будем готовы эту модель предложить. Конечно, при условии, что ее поддержит профессиональное сообщество.
А перемены состоят в отказе от заданий с кратким ответом в пользу развернутых. Мы увеличиваем число заданий по выбору участника сдачи экзамена. При этом суммарное число заданий с развернутым ответом не увеличено: экзаменуемый пишет четыре развернутых ответа ограниченного объема и одно сочинение.
В части 1 альтернативными стали первые два задания к фрагменту эпического (лироэпического, драматического) произведения и первые два задания к лирическому произведению. Важно, что здесь уже есть возможность подобрать наиболее приемлемый для себя способ выполнения задания. А в части 2 (это как раз сочинение) увеличено количество альтернативных тем с трех до четырех. Порядок расположения тем сочинений различного типа варьируется с учетом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи. Это также означает, что участник экзамена может выбрать то, что ему ближе: кто-то возьмет современную литературу, кто-то - литературу определенного века. Кстати, требования к объему сочинения (часть 2 экзамена) повышены: экзаменуемым рекомендован объем не менее 250 слов (было 200). А если в сочинении менее 200 слов (было 150), то такую работу оценят в 0 баллов.
Отмечу и то, что в перспективной модели ЕГЭ по литературе усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов. Например, обеспечена большая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом, усилен контроль за качеством речи экзаменуемого: речь оценивается в ответах на все задания, тогда как в действующей модели не оценивается речь в ответах на сопоставительные задания.
По результатам апробации новая модель ЕГЭ по литературе поддержана 94 процентами учителей. Анализ результатов выполнения КИМов показал, что новая модель не является принципиально более сложной, чем действующая, и что есть корреляция между уровнем выполнения работы и школьными отметками по литературе. Ну а окончательные итоги будут сделаны по результатам масштабной апробации в регионах и по итогам общественно-профессионального обсуждения.
- Понятно, что смена экзаменационной модели происходит в связи с изменением образовательного стандарта. Насколько в работе над национальными КИМами используется опыт формулирования заданий в международных сравнительных исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA?
- Прежде всего во внимание принимается опыт в области создания практико-ориентированных заданий. Их у нас становится больше. Постепенное увеличение доли заданий с развернутым ответом, по сути, также ориентация на международный опыт. Ведь в PIRLS, TIMSS, PISA более половины заданий как раз задания с открытым или свободно конструируемым ответом, поскольку именно они обладают максимальным диагностическим потенциалом. Но следует отметить, что это именно внимательный анализ существующей практики создания заданий для международных сравнительных исследований, а не слепое копирование. Все лучшее принимается во внимание, но разработка моделей экзамена и отдельных заданий осуществляется исходя из потребностей и реалий именно нашего российского образования.
- Каким образом педагоги могут влиять на процесс корректировки КИМов?
- Ежегодно с конца августа по середину октября на сайте ФИПИ проходит общественно-профессиональное обсуждение документов, регламентирующих разработку КИМов: демоверсий, спецификаций и кодификаторов. У педагогов есть возможность направить любые комментарии и замечания. Дальше федеральные комиссии по разработке КИМов по разным предметам по итогам общественно-профессионального обсуждения анализируют поступившие замечания. В прошлом году большая часть вопросов касалась того, достаточно или нет времени на выполнение работы, кто-то писал, что задания слишком простые, другие, напротив, указывали, что уровень сложности демоверсии не соответствует реальным КИМам. Были и предложения по корректировке конкретных заданий. Всем авторам обращений были направлены ответы с разъяснениями.
Вот, например, учитель иностранного языка направил замечание, что на ЕГЭ по этому предмету много лексики, которая не изучается по программе. Ему ответили, что ни федеральный компонент, ни примерная программа не дают обязательного списка слов, подлежащих изучению. Но оба документа содержат требования по формированию у учеников языковой догадки, умения догадываться о значении слова по контексту, по морфологической структуре слова, по аналогии с родным языком, если встречаются международные слова. Языковая догадка необходима для чтения с пониманием основного содержания текста и чтения с пониманием запрашиваемой информации. Таким образом, заблуждается тот, кто считает, что для понимания текста надо знать все использованные в них слова.
Нам пишут и дети. Вот процитирую обращение выпускника школы: «Я ученик 11-го класса. Готовлюсь к ЕГЭ, больше всего проблем с математикой профильного уровня. По времени не укладываюсь. Прошу вас продлить время проведения на 30 минут либо выдавать на месте проведения калькуляторы, на вычисления приходится тратить много времени. И было бы хорошо дать перерыв после двух часов хотя бы на 20 минут, а то голова начинает болеть без отдыха, если заниматься, даже врачи говорят, что после полутора часов умственных занятий надо взять перерыв на 15 минут. Или разделить на два дня, чтобы на первый день 12 заданий за 1 час, а на второй день уже задания 2-й части за 3 часа. Примите меры!»


- И что ответили одиннадцатикласснику? Может быть, действительно пора разрешить использование калькуляторов и делать перерывы в экзаменах?
- Не соглашусь. Использование калькуляторов не разрешено, поскольку на экзамене  в том числе проверяется и вычислительная культура. А владение вычислительными приемами нужно каждому человеку, для того чтобы сориентироваться в разных жизненных ситуациях.
Кстати, на профильной математике для заданий высокого уровня сложности, требующих многоступенчатости рассуждений, сохраняется даже право на ошибку. При этом можно получить максимальный балл. Если к правильному ответу ребенок пришел своим собственным, нешаблонным и креативным способом, сделав в ходе решения задачи незначительную ошибку, эксперт вправе поставить максимальный балл. Обращу внимание, что все возможные подходы к оцениванию, в том числе рассмотрение нестандартных работ, - это предмет очень серьезного обсуждения на ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию, проводимых ФИПИ для председателей всех предметных комиссий регионов нашей страны.
А вот разделение экзамена или увеличение его длительности невозможно. Таков регламент экзаменационных испытаний, когда выпускник должен продемонстрировать все, чему научился за школьные годы.

В Вологодской области 46 участников сдавали экзамены по истории и химии в рамках досрочного периода единого государственного экзамена 29 марта 2017 года.
29.03.2017 Департамент образования
Дворец творчества детей и молодежи вошел в ТОП-300 организаций допобразования - Администрация г.ВологдаРейтинг составлен Агентством по современному образованию и науке Обрнаука.РФ по итогам Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций.
29.03.2017 Администрация г.Вологда
Основными направлениями деятельности регионального центра поддержки инклюзивного профессионального образования станут:  -  профориентационная работа, консультирование  инвалидов и лиц с ОВЗ,
29.03.2017 Департамент образования
Развитие целевого обучения в отраслевых учебных заведениях обсуждалось в Департаменте лесного комплекса Вологодской области - Департамент лесного комплексаСостоялось совещание по вопросам развития сотрудничества Департамента лесного комплекса и предприятий ЛПК региона с отраслевыми высшими и средними учебными заведениями.
29.03.2017 Департамент лесного комплекса
Досрочный экзамен по истории и химии проходит сегодня в Вологде - Администрация г.ВологдаНа экзамен по истории зарегистрировалось 52 участника, по химии – 27. Для проведения испытания открыт один пункт на базе школы № 1 Вологды с углубленным изучением английского языка.
29.03.2017 Администрация г.Вологда
25 юных череповчан присоединились к военно-патриотическому движению «Юнармия» - 35media.RuВсегда быть верным своему Отечеству и юнармейскому братству. С таких слов начинается клятва всех юнармейцев.
29.03.2017 35media.Ru
Студенческие коллективы Вологды сегодня сразятся в творческом поединке - Администрация г.Вологда130 номеров заявлено на участие в отборочном этапе фестиваля талантов «Студенческая весна на Арт-факультете».
29.03.2017 Администрация г.Вологда
notebook-1840276 640 - ВГПУС 17 ноября 2016 года по 17 февраля 2017 года кафедрой психологии и педагогики ВоГУ был проведен Всероссийский конкурс студенческих научных работ по психологии, посвященный 120-летию со дня рождения Л.С.Выготского.
29.03.2017 ВГПУ
28 марта 2017 года в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре г.Вологда состоялись XVIII Малые Димитриевские чтения.
29.03.2017 Департамент образования
Большие возможности - Газета ПремьерЧереповецкий лесомеханический техникум стал центром инклюзивного профессионального образования Вологодской области.
29.03.2017 Газета Премьер
7 и 8 апреля 2017 года Вологодская торгово-промышленная палата проводит Межрегиональную специализированную выставку-форум «Профориентация.
29.03.2017 Департамент образования
Эвакуацию больных на случай пожара отработали в "Вологодском психоневрологическом диспансере № 1" - МЧС Вологодской областиНакануне в «Вологодском психоневрологическом интернате № 1» на улице Лечебной в Вологде состоялись пожарно-тактические учения.
29.03.2017 МЧС Вологодской области
Штрафами за невыполненные работы по капремонту будет распоряжаться попечительский совет Фонда - Администрация г.ВологдаТакое решение приняли депутаты Законодательного Собрания области. Изменения внесены в соответствующий региональный закон о проведении капитальных ремонтов в многоквартирных домах.
29.03.2017 Администрация г.Вологда
JPG Файл - УМВД по Вологодской областиВ дежурную часть ОМВД России по Кич-Городецкому району поступило несколько заявлений от местных жителей о кражах аккумуляторов с большегрузной техники.
29.03.2017 УМВД по Вологодской области
Торжественная церемония приведения к присяге и выпуск сотрудников уголовно-исполнительной системы, успешно завершивших обучение на курсах первоначальной подготовки - Вологодский институт права и экономики ФСИН России29 марта 2017 г. в Вологодском институте права и экономики ФСИН России впервые состоялась торжественная церемония приведения к присяге и выпуск сотрудников уголовно-исполнительной системы,
29.03.2017 Вологодский институт права и экономики ФСИН России
Прокачали Череповец - Город ЧеФото: Кристина Судакова 26 марта в Ледовом дворце Череповца состоялся второй концерт юбилейного тура группы «Ленинград», посвящённого 20-летию творческой деятельности коллектива.
29.03.2017 Город Че