Новости города БезФормата.Ru
Вологда
Главные новости
 
Задать вопрос?

Учительская газета:"Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений: Изменения в КИМ не означают, что начнут проверять и спрашивать что-то новое"

Оксана Александровна, уже неоднократно говорилось, что содержательных изменений на ЕГЭ-2017 не будет, за исключением отказа от заданий с выбором одного ответа на экзаменах по химии, биологии и физике. Изменится и форма подачи некоторых заданий. Что конкретно имеется в виду?

- Действительно, изменения в ЕГЭ носят эволюционный, а не революционный характер. И форма заданий совершенствуется прежде всего для того, чтобы участники экзамена в максимальной степени могли проявить свои умения. При этом знаниевая часть остается незыблемой: измеряется только то, что изучается в школе. Подготовка к экзамену и его оценивание идут в логике - стандарт, учебная программа и учебник из Федерального перечня. Поэтому, когда мы говорим, что меняется КИМ, это не означает, что начнут проверять и спрашивать что-то новое. Меняются только форматы. Например, в биологии никогда не было заданий, основанных на графике. При этом графическое представление информации давно норма на экзаменах по физике, математике, обществознанию. Графические материалы по этим предметам школьники видят на стенах в кабинетах. И это привычно. Так почему же должны смущать задания, основанные на графике, на экзамене по биологии? Тут всего лишь логическое продолжение имеющейся практики. Поэтому в ЕГЭ по биологии были включены задания, требующие анализа статистической информации, представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц. Еще одна группа интересных заданий предполагает анализ изображений различных биологических объектов: их структуры, функций. Также предложено задание на заполнение смысловых пропусков в схеме.
Стала более стройной и структура первой части экзаменационной работы в ЕГЭ по химии: она представляет собой несколько тематических блоков, и участникам экзамена будет проще сконцентрироваться, переходя от одного тематического блока к другому.
Вообще в последние годы экзаменационные задания ЕГЭ по многим предметам стали более разнообразными, все они направлены на проверку овладения различными умениями, способами познавательной деятельности. Участники экзамена должны не просто продемонстрировать свои знания, но и способность их применять при анализе информации, решении разнообразных задач, изложении и аргументации своего мнения, оппонировании в дискуссии, в рассуждении на предложенную тему.
- Можно ли говорить, что задания становятся сложнее или, напротив, упрощаются?
- Нет, задания сохраняют изначально заданный уровень сложности. Они не становятся ни легче, ни сложнее. Мы живем в условиях четырехлетнего использования результатов, и не может быть так, чтобы в один год что-то было проще, а в другой - труднее.
Логистика в создании КИМов такова: сначала готовится перспективная модель разных заданий. Потом перспективная модель в целом КИМа. Затем следует апробация всех компонентов, анализируются полученные по ее итогам данные: как выполняется каждое задание, как задания коррелируют между собой и как части КИМа друг с другом сопоставляются. На основании этого мы делаем выводы, что необходимо скорректировать, чтобы, например, сохранить уровень сложности, где нужно добавить или, наоборот, убавить. Так что система подготовки КИМов очень регулируемая. Здесь все происходит последовательно и поэтапно.
- До конца апреля этого года будет проходить общественно-профессиональное обсуждение перспективной модели ЕГЭ по литературе. В прошлом году 13 регионов в пилотном режиме уже приняли участие в ее обкатке. Что предлагается изменить? Вернется ли устный экзамен?
- Введение устного ЕГЭ по литературе пока не планируется. А работа над перспективной моделью ЕГЭ по этому предмету идет уже второй год. И тут мы также движемся в привычной логике - апробация, анализ и обсуждение, получение отзывов, корректировка системы оценивания. После этого к 2018 году мы будем готовы эту модель предложить. Конечно, при условии, что ее поддержит профессиональное сообщество.
А перемены состоят в отказе от заданий с кратким ответом в пользу развернутых. Мы увеличиваем число заданий по выбору участника сдачи экзамена. При этом суммарное число заданий с развернутым ответом не увеличено: экзаменуемый пишет четыре развернутых ответа ограниченного объема и одно сочинение.
В части 1 альтернативными стали первые два задания к фрагменту эпического (лироэпического, драматического) произведения и первые два задания к лирическому произведению. Важно, что здесь уже есть возможность подобрать наиболее приемлемый для себя способ выполнения задания. А в части 2 (это как раз сочинение) увеличено количество альтернативных тем с трех до четырех. Порядок расположения тем сочинений различного типа варьируется с учетом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи. Это также означает, что участник экзамена может выбрать то, что ему ближе: кто-то возьмет современную литературу, кто-то - литературу определенного века. Кстати, требования к объему сочинения (часть 2 экзамена) повышены: экзаменуемым рекомендован объем не менее 250 слов (было 200). А если в сочинении менее 200 слов (было 150), то такую работу оценят в 0 баллов.
Отмечу и то, что в перспективной модели ЕГЭ по литературе усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов. Например, обеспечена большая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом, усилен контроль за качеством речи экзаменуемого: речь оценивается в ответах на все задания, тогда как в действующей модели не оценивается речь в ответах на сопоставительные задания.
По результатам апробации новая модель ЕГЭ по литературе поддержана 94 процентами учителей. Анализ результатов выполнения КИМов показал, что новая модель не является принципиально более сложной, чем действующая, и что есть корреляция между уровнем выполнения работы и школьными отметками по литературе. Ну а окончательные итоги будут сделаны по результатам масштабной апробации в регионах и по итогам общественно-профессионального обсуждения.
- Понятно, что смена экзаменационной модели происходит в связи с изменением образовательного стандарта. Насколько в работе над национальными КИМами используется опыт формулирования заданий в международных сравнительных исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA?
- Прежде всего во внимание принимается опыт в области создания практико-ориентированных заданий. Их у нас становится больше. Постепенное увеличение доли заданий с развернутым ответом, по сути, также ориентация на международный опыт. Ведь в PIRLS, TIMSS, PISA более половины заданий как раз задания с открытым или свободно конструируемым ответом, поскольку именно они обладают максимальным диагностическим потенциалом. Но следует отметить, что это именно внимательный анализ существующей практики создания заданий для международных сравнительных исследований, а не слепое копирование. Все лучшее принимается во внимание, но разработка моделей экзамена и отдельных заданий осуществляется исходя из потребностей и реалий именно нашего российского образования.
- Каким образом педагоги могут влиять на процесс корректировки КИМов?
- Ежегодно с конца августа по середину октября на сайте ФИПИ проходит общественно-профессиональное обсуждение документов, регламентирующих разработку КИМов: демоверсий, спецификаций и кодификаторов. У педагогов есть возможность направить любые комментарии и замечания. Дальше федеральные комиссии по разработке КИМов по разным предметам по итогам общественно-профессионального обсуждения анализируют поступившие замечания. В прошлом году большая часть вопросов касалась того, достаточно или нет времени на выполнение работы, кто-то писал, что задания слишком простые, другие, напротив, указывали, что уровень сложности демоверсии не соответствует реальным КИМам. Были и предложения по корректировке конкретных заданий. Всем авторам обращений были направлены ответы с разъяснениями.
Вот, например, учитель иностранного языка направил замечание, что на ЕГЭ по этому предмету много лексики, которая не изучается по программе. Ему ответили, что ни федеральный компонент, ни примерная программа не дают обязательного списка слов, подлежащих изучению. Но оба документа содержат требования по формированию у учеников языковой догадки, умения догадываться о значении слова по контексту, по морфологической структуре слова, по аналогии с родным языком, если встречаются международные слова. Языковая догадка необходима для чтения с пониманием основного содержания текста и чтения с пониманием запрашиваемой информации. Таким образом, заблуждается тот, кто считает, что для понимания текста надо знать все использованные в них слова.
Нам пишут и дети. Вот процитирую обращение выпускника школы: «Я ученик 11-го класса. Готовлюсь к ЕГЭ, больше всего проблем с математикой профильного уровня. По времени не укладываюсь. Прошу вас продлить время проведения на 30 минут либо выдавать на месте проведения калькуляторы, на вычисления приходится тратить много времени. И было бы хорошо дать перерыв после двух часов хотя бы на 20 минут, а то голова начинает болеть без отдыха, если заниматься, даже врачи говорят, что после полутора часов умственных занятий надо взять перерыв на 15 минут. Или разделить на два дня, чтобы на первый день 12 заданий за 1 час, а на второй день уже задания 2-й части за 3 часа. Примите меры!»


- И что ответили одиннадцатикласснику? Может быть, действительно пора разрешить использование калькуляторов и делать перерывы в экзаменах?
- Не соглашусь. Использование калькуляторов не разрешено, поскольку на экзамене  в том числе проверяется и вычислительная культура. А владение вычислительными приемами нужно каждому человеку, для того чтобы сориентироваться в разных жизненных ситуациях.
Кстати, на профильной математике для заданий высокого уровня сложности, требующих многоступенчатости рассуждений, сохраняется даже право на ошибку. При этом можно получить максимальный балл. Если к правильному ответу ребенок пришел своим собственным, нешаблонным и креативным способом, сделав в ходе решения задачи незначительную ошибку, эксперт вправе поставить максимальный балл. Обращу внимание, что все возможные подходы к оцениванию, в том числе рассмотрение нестандартных работ, - это предмет очень серьезного обсуждения на ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию, проводимых ФИПИ для председателей всех предметных комиссий регионов нашей страны.
А вот разделение экзамена или увеличение его длительности невозможно. Таков регламент экзаменационных испытаний, когда выпускник должен продемонстрировать все, чему научился за школьные годы.

Три трагедии с детьми произошли на Северной железной дороге с начала года - 35media.RuТри трагедии с детьми с начала года — это только на Северной железной дороге.
27.05.2017 35media.Ru
Студенческое добровольческое движение крепнет! - МЧС Вологодской областиВ настоящее время МЧС России активно взаимодействует с образовательными организациями в части создания студенческого добровольческого движения.
27.05.2017 МЧС Вологодской области
Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на пресс-конференции в пятницу рассказали о готовности к основному периоду проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2017 году.
26.05.2017 Департамент образования
Традиционный итог учебного года - награждение лучших учащихся! - МЧС Вологодской областиНакануне, на торжественной линейке в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа                               № 6 имени Героя Советского Союза Пименова Ивана Ивановича»,
26.05.2017 МЧС Вологодской области
Пришкольный стадион - Администрация г.ЧереповецДевятилетний мальчик играл на пришкольном стадионе в футбол. Ребенок упал на траву, и в руку ему воткнулся шприц, рассказала cherinfo.ru мама пострадавшего второклассника Наталья Козырева (номер школы,
26.05.2017 Администрация г.Череповец
Известный российский путешественник Фёдор Конюхов записал видеообращение к выпускникам, которым предстоит в ближайшие дни сдавать единый государственный экзамен.
26.05.2017 Департамент образования
Сегодня в Вологодской области стартовал основной период государственной итоговой аттестации в 9-х классах.
26.05.2017 Департамент образования
Победителем регионального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские  спортивные игры» стала Средняя общеобразовательная школа №2 с кадетскими классами Великоустюгского района .
26.05.2017 Департамент образования
Курсанты первого курса ВИПЭ ФСИН России обсудили вопросы создания кириллической азбуки - Вологодский институт права и экономики ФСИН РоссииДень славянской письменности и культуры – праздник, который объединяет миллионы людей в России и многих странах мира.
26.05.2017 Вологодский институт права и экономики ФСИН России
Второй выпуск слушателей по направлению подготовки 37.03.01 Психология - Вологодский институт права и экономики ФСИН России26 мая 2017 года в Вологодском институте права и экономики ФСИН России состоялся второй выпуск слушателей по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
26.05.2017 Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  24 мая  в спортивном комплексе «Буревестник» собрались не только студенты и сотрудники нашего университета, но и жители Череповца.
26.05.2017 ЧГУ
Пьяный водитель съехал в кювет в Никольском районе - 35media.RuФото УМВД России по Вологодской области Нива съехала в кювет на первом километре автодороги Вахнево – Котельное.
27.05.2017 35media.Ru
В Череповце в школе №20 установили мемориальную доску Александру Башлачеву - Город ЧеИменно в этом образовательном учреждении в старших классах учился будущий поэт и музыкант.
27.05.2017 Город Че
Череповецким межрайонным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области возбуждено уголовное дело по факту смерти 26-летней череповчанки по признакам  преступления,
26.05.2017 Следственный комитет
Збигнев Бжезинский с бывшим литовским президентом Валдасом Адамкусом - Комсомольская правдаБывший советник американского президента по национальной безопасности умер на 90-м году жизни Збигнев Бжезинский с бывшим литовским президентом Валдасом АдамкусомФото:
27.05.2017 Комсомольская правда
Следственным отделом по Великоустюгскому району Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области продолжается расследование уголовного дела в отношении  главного бухгалтера организации,
26.05.2017 Следственный комитет