Сборник аудиосказок, записанный юными вологжанами, получил награду всероссийского конкурса «Патриот России-2017».
Награждение победителей состоялось 21 июля в Туле.
Ребята из вологодской студии медиатворчества и журналистики «Чудо-радио» (руководитель — Вера Кулигина) озвучили книгу вологодского писателя Дмитрия Ермакова «Кружевные сказки» и отправили работу на конкурс, который проводит Роспечать.
Чудо-победа
Сборник занял 1-е место (золотая медаль и диплом) в номинации «Россия — великая наша держава». Экспертный совет дал вологжанам такую оценку: «Сложный (и дорогостоящий в производстве) жанр радиоспектакля позволил автору ярко и доходчиво рассказать о широте русской души, о величии героизма, о вере в правду. Положительным примером является участие в конкурсе школьных, студенческих радиостанций и программ для детей. Они яркие, короткие и эмоциональные, что очень важно для восприятия школьников, сделаны на высоком профессиональном уровне и могут конкурировать с материалами опытных сотрудников радиокомпаний. Прослеживается курс на подготовку не просто отдельных передач, а создание циклов программ, проектов, радиомарафонов».
«Кружевные сказки» — это далеко не единственные тексты, озвученные воспитанниками «Чудо-радио». Их голосами «заговорили» герои классических и современных детских книг и, конечно, сказок и рассказов вологодских авторов. К примеру, сейчас мальчишки и девчонки работают над радиопостановкой произведения Анатолия Ехалова. На вопрос, как вы выбираете книги для озвучки, Вера Кулигина отвечает коротко: «Душой».
«Кружевные сказки» Дмитрия Ермакова предназначены для семейного чтения и будут интересны как детям, так и взрослым. 14 июля в Вологде состоялась презентация этого сборника, напечатанного не по инициативе самого автора, а на средства издателя Артёма Киселёва. В наши дни для Вологды это редчайший случай: обычно детские книги писатели и поэты издают за свой счет. К печатной версии сборника в специальном кармашке прилагается диск с записью «Кружевных сказок» в постановке «Чудо-радио».
«Эти сказки впечатлили меня уже в рукописи: они написаны по-доброму, они воспитывают патриотические чувства, они объединяют творческих людей, детей и взрослых», — комментирует Артём Киселёв.
Соавторы
В постановке «Кружевных сказок» принимали участие актёры вологодских театров — Наталья Исаева, Александр Шишкин и Ирина Кармашова. «Они озвучивали именно взрослых героев, потому что все-таки мне кажется, что это неправильно, когда взрослые говорят детскими голосами в постановке», — пояснила Вера Кулигина.
Оформил сборник художник Олег Малинин: страницы обрамляют кружевные узоры, а сами рисунки выполнены в бело-голубой, серой и синей гамме, то есть в цветах снежинок, неба и кружева. «Его иллюстрации подсказывали нам характер героев, — считает Вера. — Хочется также отметить композитора Надежду Берестову, автора мелодии, которая использована в качестве вступительного лейтмотива».
Работа над аудиосборником шла в зимние школьные каникулы. Сейчас большинство ребят — на заслуженном летнем отдыхе. «Состав студии у нас очень переменчивый, занимаются дети в возрасте до 15 лет. В детском саду №114 я работаю с дошкольниками, а в медицинском центре «Стокли» — с ребятами с ограниченными возможностями. На базе Юношеского центра им. Тендрякова собираются ребята старше 8 лет», — рассказывает Вера Кулигина.
Источники вдохновения
Книга Дмитрия Ермакова воспитанникам «Чудо-радио» по-настоящему понравилась. Юные актеры, участвовавшие в записи, в качестве гонорара получили в подарок издание «книга+диск». В «Кружевных сказках» по законам жанра есть и волшебство, и всем знакомые вологодские реалии. Например, место действия — это и село Ковырино, где в самом деле когда-то зарождались традиции вологодского кружева, и село Кубенское, и деревня Семенково под Вологдой. В текстах автор свободно пользуется терминами, связанными с искусством кружевоплетения, например, «сколок», «куфтырь», «насновка», «плетешок», «вилюшка». Откуда такие познания о женском рукоделии у автора-мужчины, выяснилось на презентации: жена Дмитрия Ирина Ермакова — известная кружевница.
На презентации книги автор поздравил «Чудо-радио» с победой в конкурсе и рассказал об истории создания «Кружевных сказок». У писателя было сразу несколько поводов для вдохновения. «Во-первых, моя жена чуть ли не всякую свободную минуту проводит за плетением кружев. Я ей говорю: «Отвлекись ты от своих коклюшек!» Но бесполезно: смотрю — опять уже брякает! Мне кажется, она и сейчас, на презентации, сидит и плетет», — пошутил Дмитрий Анатольевич.
Кроме того, однажды зимой автор ехал в автобусе и вглядывался в замерзшее окно, покрытое узорами. Их красота стала очень сильным импульсом к творчеству. И, наконец, прозаик вел литературный кружок для воспитанников детского дома им. Гаврилина, и там к нему за помощью обратились девочки, которым в школе поручили написать о кружеве. Все эти обстоятельства в совокупности и привели к написанию «Кружевных сказок».
Наталья Мелёхина
Комментарии
Альбина СБЕРЕГАЕВА, блогер:
— Вы верите в сказку про доброго издателя? Я — нет. Когда Дмитрий представил на презентации Артёма Киселёва, стало ясно: не чудо. Это нормально. Доброе чувствуется, талантливое притягивает, интересное видится на расстоянии. Книга — вечная ценность. У Артёма отличная интуиция на настоящие вещи.
Елена ЛЕГЧАНОВА, обозреватель портала «Культинфо»:
— Авторский стиль и язык сказок, равно как и кружевная тематика, делают их единым целым, не позволяя распасться на обычный сборник рассказов. И начавшаяся два века назад история Настеньки, захотевшей «теплую снежинку» и положившей начало вологодскому кружеву (первая сказка), органично перекликается с замыкающей сборник историей слепой бабушки Петровны, всю жизнь отдавшей этому ремеслу, ставшему символом терпения и трудолюбия русских женщин.
Александр САЗОНОВ, краевед, прозаик:
— Студия «Чудо-радио» уже получила за свою работу приз на российском уровне. Дети-читатели, прослушав или прочитав книгу, думаю, захотят сами что-то сотворить. Автор с издателем и это предусмотрели! Одиннадцать страниц в конце книги, отпечатанной, кстати, на плотной бумаге, но тиражом всего 500 экземпляров, специально оставлены пустыми как раз для творчества юных.