Около 50 живописных полотен Александра Пантелеева из собрания областной картинной галереи и галереи «Красный мост» можно увидеть на выставке художника, посвященной его 85-летию.
Как рассказывает ее куратор Ирина Балашова, продумывая концепцию экспозиции, авторы стремились показать художника как прирожденного монументалиста и сценографа.
«Подобно ученым, Пантелеев понимал, что в основе объектов живой и рукотворной природы лежит рациональное начало», — рассказывает искусствовед, доказывая, что кристаллическая структура всех полотен и рисунков художника свидетельствует о создании мастером собственной вселенной.
Большая часть жизни художника прошла в Башкирии, среди гор и необозримых пространств. Там он научился чеканить, дробить и вновь синтезировать форму. Этому предшествовали 12 лет жизни, наполненные неустанным трудом на натуре, поездками с друзьями на пленэры, где живописец писал легко и воздушно.
Одновременно, начиная с 1956 года, Пантелеев изучал метод Пикассо и других европейских и русских авангардистов, параллельно создавая росписи и мозаики в общественных учреждениях Башкирии, оформляя спектакли в театрах Уфы. В результате к началу 1960-х годов Александр Васильевич выработал художественный стиль, шутливо именуя его «моя косоугольная живопись».
С точки зрения специалистов, для понимания пластики Александра Пантелеева нужно учитывать его глубокие знания в истории искусства — проникновение как в мир классициста Никола Пуссена, так и преклонение перед средневековой религиозной архитектурой и живописью.
Особенностью Пантелеева было и то, что он любил как живой, органический мир, так и мир, созданный рукой человека. Отсюда шло его увлечение темой техники, индустриальной темой и темой экологии. Мастер одним из первых в стране заговорил об экологии, создав образы гибнущего мира. Александр Пантелеев не мыслил жизни вне театра, литературы, музыки, путешествий по европейским и иным странам и городам. А позже появлялись удивительные, загадочные композиции и натюрморты.
Переехав в Вологду, художник открыл и по-особому запечатлел мир северной деревни. Его живопись изменилась, потеплела, наполнилась новыми темами и интонациями, но величавость не ушла из полотен. Напротив, Пантелеев показал достоинство, стать и трудолюбие людей Севера, особую структуру крестьянского бытия.
Марина Чернова
Выставка в галерее «Красный мост» будет работать до 22 октября 2017 года.