Рекомендация Роспотребнадзора убрать с территорий детских дошкольных учреждений клумбы и арт-объекты из использованных шин повесила на скудные бюджеты детских садов незапланированные расходы.
После того как по рекомендации регионального управления резиновые покрышки были убраны с детских площадок, вокруг садиков образовались свалки из шин. За их утилизацию нужно платить, а средств на то не выделено.
За свой счет
Напомним, что в июне региональное управление Роспотребнадзора посоветовало областному департаменту образования убрать с территории детских дошкольных учреждений конструкции из отработанной резины.
История этой инициативы, по словам заместителя начальника управления Роспотребнадзора Татьяны Фигуриной, началась с обращения в администрацию поселка Шексна одного из родителей, чей ребенок посещает детский сад.
«Мы ознакомились с опытом регионов, — рассказала Татьяна Фигурина. — И выяснили, что, например, в Ярославской области такой опыт практикуется еще с 2014 года. Причем наши советы носили именно рекомендательный характер».
Детские сады начали массово сносить свои самодельные резиновые арт-объекты. Акция продолжалась все лето, а в августе встал вопрос: куда деть то, что выкопано с детских площадок?
В Вологодской области работает несколько компаний, которые принимают резиновые изделия на утилизацию. И только одно перерабатывающее предприятие в Череповце. Но все они делают это за определенную плату.
«Тонна покрышек, которая принимается в дальнейшую переработку, стоит примерно 1500 рублей. За эти деньги можно сдать примерно 90 штук, — говорит представитель компании «Экоцентр» Надежда Шлома. — Однако не принимаются шины, которые окрашены и набиты землей, как это и происходит в детских садах».
Вывозить и хоронить резиновые изделия на полигонах бытовых отходов запрещено, а платить за утилизацию и очистку детские сады не могут. «У нас нет денег иногда на элементарные предметы гигиены, не то что на утилизацию старых колес», — говорят заведующие детскими садами.
«К нам обратился только один детский сад — №51, — рассказала «Премьеру» эколог ООО «Стандарт экологии» Елена Смирнова. — Мы заключили с учреждением договор, приехали и вывезли эти покрышки по 100 рублей за штуку. Больше никто не обращался».
«Я увезла покрышки к себе на дачу, — говорит заведующая вологодским детским садом №50 Татьяна Коновалова. — Хорошо, что немного было». «А у нас родители и воспитатели все разобрали, — говорит начальник управления образования Шекснинского района Наталья Левина. — Проблема эта остро не вставала, и организовывать ничего не пришлось».
Однако таким счастливым образом избавились от запрещенных автомобильных покрышек далеко не все детские учреждения. «Мы сразу подошли к вопросу комплексно и заключили договор с компанией-перевозчиком, которая сейчас поэтапно по заявкам заведующих детскими садами вывозит эту резину. Детским садам за это платить не нужно, — признает начальник управления образования Вологодского района Тамара Попова. — Последний мониторинг наши экологи проведут 29 августа».
Бумага решает всё
Администрация города Вологды, как и другие муниципальные власти, ежегодно проводит конкурсы на выбор подрядчика — ликвидатора стихийных свалок. В 2016 году контракт на эту услугу на сумму 877 685 рублей городские власти заключили с ООО «Лодо». «Но вывоз с территории детских дошкольных учреждений отработанной резины — это другая услуга, которая не входит в контракт, — считает начальник департамента ЖКХ Администрации города Антон Мусихин. — Вопросом утилизации и вывоза покрышек должны заниматься сами руководители детских садов».
«Территории, которые не приведены должным образом в порядок, мы не принимаем, оценивая готовность к новому учебному году», — говорит начальник департамента гуманитарной политики Администрации Вологды Александр Груздев.
В итоге сейчас вывозом использованной резины по просьбе органов власти занимается ЗАО «Вторресурсы», а перед этим родители воспитанников детских садов отмывают резину от земли и грязи. «За неделю мы бесплатно вывезли почти тысячу покрышек из 14 дошкольных учреждений», — говорит директор предприятия Геннадий Тряничев.
Остальные учреждения, чьи территории все еще украшают автомобильные колеса, видимо, решают проблему сами либо… просто выбрасывают шины на несанкционированные свалки.
При этом и чиновники, и производители резиновых изделий недоумевают, зачем устроена эта акция. «На мой взгляд, детские площадки из переработанной автомобильной резины — это то же самое, что и использованные покрышки», — говорит Антон Мусихин. «Я тоже не вижу разницы, но нужно исполнять рекомендации контролирующего органа», — считает Александр Груздев.
«Действительно, после измельчения автомобильной резины в нее добавляется только связующий состав и делается новое изделие, например, покрытие для детских площадок, оно сертифицировано и может быть использовано в том числе и в детских учреждениях», — подтверждает Надежда Шлома.
Но в Роспотребнадзоре разницу все-таки усматривают. «У резинового изделия должны быть документы, подтверждающие его безопасность, — говорит Татьяна Фигурина. — Если такие есть, претензий у контролирующего органа не будет. Если есть документы на резиновые автомобильные колеса, то и убирать их не нужно. Если разрешающих документов нет, значит, нужно убирать».
Юлия Лаврова