Камерный драматический театр представил премьеру по рассказу Антона Чехова «Душечка». Спектакль заставляет задуматься над вопросом, почему главная героиня, потратившая все душевные силы на мужей, так и осталась одна.
Многочисленные женские тренинги, которые стали столь популярны в последние годы, обучают участниц очаровывать мужчин различными способами.
В результате задача «был бы милый рядом» постепенно становится идеей-фикс, и тренеры убеждают: главное — захотеть жить интересами будущего супруга, а там он и сам никуда не денется…
Антон Павлович Чехов, который всегда с иронией относился к навязываемым схемам, показал один из вариантов развития жизни женщины, зацикленной на представителях противоположного пола.
Напомним, когда эта история была опубликована впервые, «Душечка» вызвала споры как в обществе, так и в литературной среде. Лев Толстой очень любил образ главной героини, считая, что Чехов, безусловно, хотел ее высмеять, но благодаря собственному таланту, наоборот, возвеличил. А вот Горький и Ленин были едины во мнении, считая Душечку «серой мышью».
Режиссеру спектакля Якову Рубину ближе позиция Льва Толстого, его Душечка — искренняя, простодушная и ищущая любовь. Спектакль, премьера которого прошла в Вологде 2 августа, разворачивает в пространстве актуальный сюжет о поисках любви: свадьбы и похороны становятся основными событиями семейного быта дочки мелкого чиновника Оленьки Племянниковой.
Оленька всегда мечтала о большом чувстве, она стремилась принадлежать целиком герою ее грез, проникалась его заботами и мыслями. В детстве она любила папу, потом тетю, затем учителя французского... Когда Оленька выросла, у неё стали появляться более серьёзные увлечения. Перед глазами зрителей проходит вереница персонажей — содержатель увеселительного сада «Тиволи» Кукин, управляющий лесным складом Пустовалов, полковой ветеринар Смирнин и его сын.
Свои интонации
Все мужские роли в спектакле Камерного театра играет один актер. Александру Сергеенко удается найти свои интонации для каждого объекта свирепой любви Оленьки Племянниковой. В итоге Сергеенко суетлив в образе антрепренера, значителен в тулупе лесника и сладострастен в халате ветеринара, который то и дело поигрывает плеткой…
Как отмечает артист, именно этот поиск был самым интересным в работе над образами. Самой сложной стала роль 9-летнего ребенка, сына ветеринара, но Александр блестяще справился с поставленной задачей, вызвав смех в зрительном зале.
Задача исполнительницы главной роли Елены Смирновой была еще более непростой. Как стать полным отражением мужчины, его своеобразным зеркалом? Кажется, что актриса наслаждается копированием речи, образа жизни и даже костюма партнера. Она радуется и словно раздувается от паразитирования на очередном супруге. Кажется, еще немного, и она начнет говорить о муже местоимением «мы», как это любят делать молодые мамочки, рассказывая о ребенке: «Мы сходили, мы поели, мы поспали».
Но если Чехов в своем рассказе скорее ироничен к этой определенной ограниченности главной героини, то постановка Якова Рубина изначально обеляет «отзеркаливание» второй половинки, в котором проявляется общечеловеческое стремление и жажда любви. Оленька в исполнении Елены Смирновой не вызывает смеха и жалости, она прекрасна в своем роковом влечении к большому чувству.
И если мужчинам такой безусловной лавины чувств слишком много — по сюжету они либо умирают, либо убегают от высокого градуса отношений, то как раз в заботе о сыне ветеринара, который сваливается на голову главной героини, она и находит себя.
Смысл мировоззрения
«Рассказ «Душечка» — о предназначении женщины, о существовании ее вне мужчины. Душечка растворяется в предмете любви без остатка. В этом плане женщина ближе к Богу, чем мы, мужчины», — уверен режиссер спектакля. Яков Рубин надеется, что постановка вызовет дискуссии о предназначении женщины. И, скорее всего, так и будет — сразу после просмотра многие зрители увлеченно обсуждали, к чему приводит отсутствие внутреннего мира у женщины.
«Обратите внимание, что мужчины Душечки — не возвышенные существа, обратите внимание на их говорящие фамилии: Кукин, Пустовалов, Смирнин. Эти герои убогие в смысле мировоззрения, и Душечка готова стать убогой, и в этом ее взлет, ее чистота, простодушие и святость», — говорит режиссер.
Зрители, которые побывали на премьере, отмечают блестящие режиссерские находки, стильное оформление постановки и удачные костюмы актеров. Все это делает спектакль Камерного драматического театра отличным стартом нового театрального сезона.
Марина Чернова
Комментарий
«Душечка использует мужчин как средство»
Вологодский психолог Николай ВАСИЛЬЕВ:
— Проблема Душечки — это проблема сепарации, психологически она не отделила себя от отца. Эта программа или сценарий возникает благодаря симбиотическим отношениям, которые складываются, когда человек использует ресурсы своей личности лишь частично.
Как объясняет психолог, в каждом человеке есть родитель, взрослый и ребенок, и если один в паре все время будет находиться «в ребенке», то другой должен находиться в роли «родителя»: «И тогда такие отношения будут комплиментарными друг для друга, подходящими как ключик к замочку. Душечке на самом деле нужны другие люди, чтобы чувствовать себя в порядке и опираться на них».
Николай Васильев считает, что Чехов не смеется над героиней, он ей сопереживает: «Именно из-за болезненного симбиоза, когда ребенок не может отделиться от родителей, Душечке нужен заместитель, и тот, кто оказывается рядом с ней, становится для нее объектом. Она использует мужчин как средство, чтобы утолить боль от пустоты».