Американская компания «Нильсен» провела исследование потребительской активности россиян. И обнаружила, что российские потребители пребывают в самом мрачном за 11 лет настроении. В первом квартале 2016 года индекс потребительского доверия упал в сравнении с тем же периодом предыдущего года на 11 пунктов.
Индекс складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги.
Свободных денег – то есть средств, оставшихся после удовлетворения основных нужд и выплаты обязательных платежей, – нет у 18% наших соотечественников. 76% россиян признались, что перешли в этом году в режим экономии. В первую очередь они отказались от новой одежды (61%) и и развлечений вне дома (59%). Больше половины опрошенных «переключались» на более дешевые марки продуктов питания. Каждый третий стал реже ездить куда-то на выходные или короткие праздники. Покупку электроники и уже запланированный ремонт перенесли на лучшие времена 45% наших граждан.
- Истощение – так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня, - считает эксперт компании «Нильсен» Мария Лапенкова. - Усталость от суровой экономии, в которой потребители живут по крайней мере год, нарастает. Отказываться приходится от всех излишеств.
- Люди понимают, что в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. Поэтому и стараются экономить, - объясняет доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова. – На самом деле, это чревато последствиями для экономики. Потому что потребительские расходы занимают достаточно большую часть в валовом внутреннем продукте (ВВП). Если расходы сокращаются, то роста экономики ждать не приходится.
Александра КОЗЛОВА