Музыкант Кирилл Богомилов с детства «заболел» гуслями. Около года назад записав альбом, он стал востребованным артистом, которого приглашают на конкурсы и фестивали.
Кирилл Богомилов заинтересовался гуслями совсем ребенком, увидев фильм «Садко»: «Что-то всколыхнулось в моей душе, меня это задело. Старался петь и играть на народных инструментах, не сумев найти настоящие гусли. Попытался даже самостоятельно сделать инструмент, вырезав гусли из фанеры и натянув струны. Но ничего не получилось. Он не звучал, а я все равно с ним ходил».
Кирилл, который с детства любил музыку, научился играть на скрипке. Позже музыкант использовал синтезированные сэмплы гуслей, а когда прикоснулся к настоящему инструменту, понял, насколько это глубокая вещь. «Гусли очень многое в себе несут. Гусли — это самостоятельный содержательный элемент, мотив, отражающий глубину человеческой души».
Когда Кирилл Богомилов записал альбом, выложил его в Интернет, был поражен, что его музыка нашла столько сторонников. Около года назад он стал выступать, и на многих конкурсах и фестивалях сегодня занимает первые места. Во многом потому, что он — человек целеустремленный и идейный. Чтобы музыка шла от души, Кирилл даже не слушает джаз и поп-музыку, которая, по мнению артиста, ничего не дает человеку в отличие от гуслей.
На выступлениях гусляр рассказывает публике об истории инструмента, о том, что он, скорее всего, был предтечей клавесина и фортепиано: «Гусли были гонимы во времена Алексея Тишайшего, этот инструмент называли бесовским. Считалось, что гусли творят чудеса, потому что это от бесов».
Рассказы из истории и сравнения с аналогичными инструментами в других культурах перемежаются музыкальными примерами. «Гусли были разных видов и разных толков. Например, старинники сказывали или слагали былины. Дома люди пользовались небольшими крыловидными гусельками, на которых можно было исполнять наигрыши. Шлемовидными, более сложными гуслями владели гусляры и сказители», — поясняет Кирилл.
До выступлений музыкант много странничал, объездил полмира, общался с людьми, был в духовных обителях.
«Я касался всего, потому что гусляр — это духовная личность. И люди теперь тянутся ко мне. Например, перед концертом пришел на набережную Вологды, стал играть, и народ вокруг меня собрался с камерами. Людям интересно. Ведь в народной памяти есть образ Садко, Бояна. Думаю, они были такими же людьми, как и мы, просто обладали божественным даром».
Сейчас в России примерно 240-250 гусляров, которые даже объединяются в ансамбли. Кирилл Богомилов старается общаться с коллегами по цеху — с Максимом Гавриленко и Егором Стрельниковым, который тоже приезжал в этом году на «Голос ремесел».
«Когда меня спрашивают об учениках, о собственной школе, я отвечаю, что хотелось бы, чтобы они появились естественным образом. Струны гуслей настраивают твои внутренние струны в лад со вселенской гармонией. Все-таки гусляр — это такой человек, который должен быть наполнен любовью к музыке. Гусли по сути меняют твою жизнь, становятся смыслом жизни. Гусляр не может заниматься чем-то другим. Ничего не получится, если ты этим не живешь», — считает Кирилл.
Марина Чернова