«По снегу» прошли вслед за Шаламовым актеры московского театра «Сфера»

Спектакль «По снегу… Колымские рассказы»
Спектакль «По снегу… Колымские рассказы»
Спектакль «По снегу… Колымские рассказы»
Спектакль «По снегу… Колымские рассказы»
Спектакль «По снегу… Колымские рассказы»
Спектакль «По снегу… Колымские рассказы»
Спектакль «По снегу… Колымские рассказы»
Спектакль «По снегу… Колымские рассказы». У микрофона заместитель начальника Департамента культуры и туризма области Дмитрий Шевцов
Спектакль «По снегу… Колымские рассказы». У микрофона Главный режиссер театра «Сфера» Александр Коршунов
Обсуждение спектакля. Главный режиссер театра «Сфера» Александр Коршунов (в центре), режиссер-постановщик спектакля «По снегу... Колымские рассказы» Мария Аврамкова (слева)
Обсуждение спектакля «По снегу… Колымские рассказы»
Обсуждение спектакля «По снегу… Колымские рассказы»
Обсуждение спектакля «По снегу… Колымские рассказы»
Фото: cultinfo.ru

Трудную задачу – рассказать Шаламова средствами театра – поставила перед собой и актерами-единомышленниками актриса театра Мария Аврамкова, для которой постановка спектакля «По снегу… Колымские рассказы» стала первым режиссерским опытом. В том, что опыт удался, убеждает зрительский успех этого проекта: несмотря на то, что тема лагерей очень тяжела в эмоциональном плане, зритель идет на спектакль, чувствуя необходимость размышлять об индивидуальности и толпе, о человеке и бесчеловечном режиме, о механизме подавления личности и силе ее сопротивления.

Рассказы Шаламова в силу своей «недраматургичности» – сложный материал для театральной постановки. Глубокий и многомерный авторский монолог должен прозвучать со сцены убедительно и не только вызвать в воображении зрителя картины описываемых событий, но и помочь проникнуть во внутренний мир человека, живущего буквально на пороге гибели – как физической, так и душевной, личностной. Как отмечали зрители, участвовавшие на следующий день в обсуждении спектакля, огромным его достоинством оказалось отсутствие пафоса – именно это производит наибольшее впечатление, порой заставляя содрогнуться, а порой – восхититься человеческой стойкостью и благородством.

Действие спектакля, в котором заняты пять актеров, подчеркнуто статично, но эта статичность – свойство выбранного материала: «события» происходят не столько вовне героев, сколько «внутри», открывая их размышления и чувства. Скупость движения на сцене можно считать и своеобразной метафорой лагерной действительности: так человек, обессилевший от голода, холода и непосильного труда, экономит последние силы. Редкие динамичные сцены становятся яркими содержательными акцентами. Использованный в спектакле прием параллельной демонстрации кадров хроники, фрагментов фильма или фотографий лишь усиливает ощущение харизматичности актерского ансамбля: изображение на экране всегда остается лишь фоном сценического действия.

Режиссер Мария Аврамкова рассказала о том, как отбирались рассказы для постановки: « Читая тексты Шаламова, я отмечала те, которые сразу «попадали в меня», или те, от которых в воображении сразу возникала четкая картинка того, как это могло бы быть на сцене. Порядок рассказов (конечно, все они представлены фрагментами) пришлось изменить – этого требовала партитура спектакля, тот эмоциональный каскад, который, как я рассчитывала, обеспечит нужное воздействие на зрителя. Наследник авторских прав Шаламова Александр Ригосик согласился с тем порядком, в котором рассказы расставлены в спектакле – его это убедило ». Интересно и то, что тексты подбирались специально для конкретных актеров, а когда в ходе работы произошли замены в актерском составе, пришлось поменять и тексты.

В родных стенах «По снегу… Колымские рассказы» идет на малой сцене (кстати, сцена в театре «Сфера» – небольшая площадка в центре амфитеатра зрительских мест), в Вологде же спектакль был показан на большой сцене Театра для детей и молодежи. Как признались Мария Аврамкова и главный режиссер театра Александр Коршунов , решиться на этот шаг было немного страшно, но результат превзошел все ожидания. Технические возможности сцены позволили обогатить спектакль, а большое количество зрителей еще раз убедило в нужности разговора о Шаламове, сообщило действию масштабность и напряженность.

Название спектаклю дала миниатюра Шаламова «По снегу», в которой писатель сравнивается с человеком, прокладывающим дорогу по снежной целине. Но, словно вопреки утверждению о том, что «на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели», театр «Сфера» показал, что и читатели (в данном случае режиссер и артисты) тоже могут ступить на целину, тем самым расширив дорогу для идущих следом – для зрителей.

Светлана Гришина
 
По теме
В рамках реализации проекта «Народная галерея», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, для устюжан и гостей города ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал», расположенный на базе библиотеки имени Батюшковых,
Под Череповцом произошло ДТП с участием ГИБДД - Vop.Ru Фото: пресс-служба УМВД России по Вологодской области 28 марта в Череповецком районе произошло ДТП с участием автомобиля «Фольксваген Поло» и служебного автомобиля ГИБДД «Шкода Октавия».
Vop.Ru
И сердца у нас заплакали от боли… - Газета Красное Знамя Вечер пятницы 22 марта 2024 года многие из нас запомнят, как день ужасной трагедии в подмосковном «Крокус сити холле»,
Газета Красное Знамя