В отделение по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Вологодской области» обратился потребитель, который приобрел многофункциональное устройство путем дистанционного способа. На приобретенный товар установлен гарантийный срок - 3 года. После приобретения товара в процессе эксплуатации потребитель обнаружил недостатки. Товар с выявленными недостатками неоднократно направлялся на гарантийное обслуживание. Однако заявленные недостатки не были устранены.
Потребитель обратился к продавцу с заявлением о ненадлежащем качестве многофункционального устройства, потребовал расторгнуть договор купли-продажи и вернуть денежные средства, уплаченные за некачественный товар. Продавец отказал в добровольном удовлетворении требований.
Правоотношения между потребителем и продавцом, возникшие при заключении договора купли-продажи дистанционным способом, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее по тексту - Закон), Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» (далее по тексту – Правила продажи товаров дистанционным способом).
Определение дистанционного способа продажи товара содержится в пункте 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Согласно п.25 Правил продажи товаров дистанционным способом - продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, путем нанесения маркировки либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).
В соответствии с п.п. 28, 29 Правил продажи товаров дистанционным способом - покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) соразмерного уменьшения покупной цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
Покупатель вместо предъявления требований, указанных в пункте 28 Правил, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.
Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом для удовлетворения соответствующих требований покупателя.
Согласно п.5 ст.261 Закона - последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона.
Таким образом, у потребителя имелись основания для расторжения договора купли-продажи.
Специалистами отделения по защите прав потребителей оказаны консультационные услуги по защите прав потребителя в судебном порядке. Поскольку права потребителя были нарушены, суд удовлетворил исковые требования и взыскал с продавца стоимость товара, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денежных средств, компенсацию морального вреда, судебные расходы и штраф. Взысканная сумма превысила стоимость товара почти в 4 раза.