Вопрос: Что делать потребителю при объявлении банкротства туроператора, с которым у него заключен договор на приобретение туристического продукта?
Ответ: Многие туристы, приобретая путевку волнуются о надежности туроператора. Предсказать банкротство того или иного туроператора практически невозможно. Однако любой турист должен знать, что делать в том случае, если туроператор объявлен банкротом.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" каждый туроператор должен заключить договор страхования либо оформить банковскую гарантию. Это является стабилизатором финансовых отношений компании и гарантией выполнения ею своих обязательств перед клиентами.
Действия туриста зависят от того, когда именно он узнал о банкротстве туроператора: после приобретения путевки, но до начала тура, или уже на отдыхе.
I. Если турист узнал об этом на отдыхе. Прежде всего, туристу необходимо обратиться за помощью в специальную ассоциацию помощи туристам "Турпомощь" http://tourpom.ru/ тел.: +7 (499) 678-12-03 (круглосуточно) и/или в Ростуризм https://www.russiatourism.ru/ .
При банкротстве туроператора, чаще всего прекращаются все его соглашения с отелями, авиакомпаниями и т.д. и т.п. Бывают случаи, когда турист, прибыв в отель, узнает о невозможности заселения и питания. В такой ситуации существует два выхода и чаще всего выбор зависит от финансовых возможностей самого туриста:
1. Можно самостоятельно оплатить проживание в отеле, питание, транспортное и иное обслуживание. В этом случае турист может получить компенсацию от страховой компании после возвращения домой.
2. Можно вернуться домой и потребовать компенсацию за сорванный отдых. В этом случае туристу следует обратиться в страховую компанию, которая оформляла их страховой полис для выплаты компенсации в размере утраченной суммы.
II. Если туристу стало известно о банкротстве туроператора после приобретения путевки, но еще до выезда к месту отдыха, для возврата стоимости путевки ему необходимо обратиться в страховую компанию, которая обслуживает обанкротившегося туроператора, с соответствующим требованием. К требованию о выплате страхового возмещения необходимо приложить следующие документы (ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ):
1. Копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность туриста;
2. Копию договора о реализации туристского продукта, если договор оформлялся на бумажном носителе, или договор, оформленный в форме электронного документа;
3. Документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
ВАЖНО. Страховщик обязан удовлетворить требование о денежной выплате не позднее 30 календарных дней после дня получения от туриста вышеуказанного требования и необходимых документов (ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ).