Новости города БезФормата.Ru
Вологда
Главные новости
 
Задать вопрос?

В ВИХРЕ ШКОЛЬНЫХ ДНЕЙ

  Летом 1958 года мы по­просили родителей перевести нас из Меглеевской начальной в Куркинскую семилетнюю школу. Там учились все старшие мышкинские ребята и девчонки. Кроме того, что привлекала сама школа с наполняемостью классов от 20 до 25 человек, манил и поселок с большими двух– и трехэтажными домами, магазином, клубом, медпунктом, столовой и барской усадьбой, имеющей богатую историю.

  Родные нас не отговаривали, зная, что нам все равно придется продолжать учиться там. Боязни отпускать младших детей в школу в Куркино у них тоже не было, потому что за нами могли присмотреть старшие, а если придется, то и заступиться.

  Трудностей адаптации на новом месте мы не испытывали, так как имели о школе неплохое представление: знали учителей начальных классов В. А. Серякову, Е. Д. Григорьеву; знали, какие предметы ведут А. А. Савина, П. А. Смирнов; знали и многих учеников. От них мы слышали много хорошего об Алексее Антоновиче Николаеве, нашем будущем учителе. Кстати, в их рассказах о школе и ее педагогическом коллективе звучали тоже только хорошие отзывы. Если и случалось какое-­то недоразумение или недопонимание, это разрешалось сразу же без каких­-либо обид и выяснения отношений. А дома у нас, как и во многих других мышкинских семьях, обсуждение учителей да и любого другого работника школы никогда не поощрялось.

  В то далекое время Куркинской семилетней школой руководил С. Р. Беляев, который запомнился своим серьезным и строгим видом. Его взгляд, как мне казалось, часто был задумчивым. Сейчас это понятно, ведь забот и проблем, которые приходилось решать руководителю учебного заведения в конце 50-х годов, было немало.

  Сергей Рафаилович был настолько проницательным, что мы верили в его способность читать мысли на расстоянии.

  Часто дверь в кабинет директора была приоткрыта, и мы, находясь в коридоре, отчетливо слышали, как Сергей Рафаилович крутил ручку телефонного аппарата, вызывал почту и низким голосом просил ее работника Татьяну Ивановну Сальникову соединить с РОНО. Что это такое и где находится, мы, конечно, еще не знали. Иногда слышно было, как директор отчитывал одного или нескольких вызванных в кабинет мальчиков седьмого класса за какой­-либо проступок или плохую успеваемость, запрещая в наказание посещать вечерние сеансы в клубе, а также давал сроки исправления оценок. Выходили оттуда ребята с покрасневшими лицами, притихшими, но при виде ребят более младшего возраста пытались улыбаться, хотя им было явно не до этого.

  Во втором классе у нас было по четыре урока, приходилось ждать, когда у старших братьев и сестер закончатся занятия, чтобы идти вместе домой. Родители не разрешали возвращаться из школы одним, все-­таки дорога в три километра для восьмилетних учеников, да еще через лес, – серьезное дело. В это время мы лазили по лестнице, шведской стенке, пытались подтягиваться на турнике, читали свежие номера газеты «Пионерская правда», которые регулярно вывешивались библиотекарем. Наблюдали за тем, как технические служащие Елена Ниловна Молева и Нина Семеновна Смирнова начинали убираться в классах, в коридоре, носить дрова к печкам, чтобы на следующий день рано утром успеть до начала занятий их истопить.

  Были слышны голоса учителей, ведущих уроки, и ответы учащихся. Любопытство одолевало нас, когда вдруг учитель вызывал отвечать знакомых ребят.

  Вот опоздавший семиклассник стучится в дверь и просит разрешения войти в класс. Получив разрешение занять свое место, он закрывает дверь, но остается довольно большая щель. Мы, улыбаясь, начинаем тихонько следить, как проходят занятия. Это был класс моего старшего брата Вити. Я часто забегал к нему в перемены и знал почти всех ребят. Сейчас волею случая мы оказались на уроке химии, который ведет Мария Алексеевна Кузнецова. Звучат имена и фамилии: Лёва Смирнов, Витя Соколов, Валя Малахов, Зина Сорокина, Витя Мителев, Вася Смирнов, Сережа Кулигин… Но вскоре обилие непонятных нам слов, произносимых учителем и учениками, наскучили нам. Мы уходим в свободный класс и начинаем выполнять домашние задания под глухие, едва слышимые звуки мелодии, доносящиеся с урока пения в 4-­м классе, который проводит Елена Дмитриевна Григорьева (она имела очень хороший голос, красиво пела и вела уроки пения во всех классах).

  Куркинские ребята вначале частенько спрашивали:

  – Кого ждете, мышкинские?

  Мы отшучивались и придумывали разные причины: про медведя, бродившего по Губиной горе, про военные учения, из-за которых нас временно не пропускали, про разливы речек после обильных дождей, про взрывные работы в карьере, мимо которого пробегала тропа в Мышкино, причем говорили так серьезно, что не поверить было невозможно… Но, в конце концов, смех выдавал нас.

  Мне нравилось ожидать своих попутчиков, сидя на скамейках около классов, где шли уроки английского языка. Вот Елена Дмитриевна Бубнова задает вопросы и просит перевести на русский язык отдельные предложения из прочитанного дома текста «Принц и нищий» Марка Твена, по очереди вызывая учеников: Надя Николаева, Коля Крупин, Галя Задворная, Наташа Соколова, Галя Жукова, Вова Смирнов.

  Иногда с уроков литературы в старших классах, которые вела И. В. Смирнова, доносились ответы учеников на вопросы учителя. Именно тогда, сидя в коридоре, мы, ученики начальной школы, впервые услышали об учителе-­французе мсье Дефорже и блюстителе порядка Держиморде…

  К нам подходили и учителя с различными вопросами, а Алексей Антонович беседовал о нашей жизни в деревне: о подсобном хозяйстве, заготовке дров, сенокосе, пасеке, используя при этом в своей речи слова, характерные для нашего быта: «сеновал», «овин», «придел». Я вначале в таких беседах с учителем стеснялся употреблять эти слова, считая их старомодными, вышедшими из употребления. Алексей Антонович, чувствуя это, говорил:

  – Вам же повезло, вы живете в своих домах, построенных еще дедами, хотя содержать их в порядке – дело хлопотное. Как гласит русская пословица: «Дом вести – не лапти плести!» – Далее добавлял: – Обязательно навещу вашу красивую деревню и зайду в гости. А вы угостите меня чаем с медом.

  Слово свое Алексей Антонович сдержал, но чаем его, к сожалению, угощать не пришлось, так как во время его воскресного посещения семей мы, как он шутя выразился, используя нашу же лексику,«лосались по портомою».

  Когда погода была хорошая, ожидая старших, мы уходили из школы и обследовали строения усадьбы. Что из себя представляли флигели, сыроваренный и винокуренный заводы изнутри, мы уже имели представление, так как там проживали или наши родственники, или одноклассники. Больше всего хотелось посмотреть внутренние помещения церкви, которая уже использовалась как склад хими­ческого удобрения и была закрыта большим навесным замком. Попасть туда можно было через небольшую, очень узкую кирпичную винтовую лестницу в стене колокольни уже без шпиля и колоколов, но еще остававшейся в одной связи с церковью. По этой лестнице можно было подняться или спуститься только одному человеку. Разойтись двоим не позволяла ее ширина. На втором этаже длинный узкий коридор вел к большому круглому помещению летнего храма. Взрослые не разрешали нам туда забираться, поэтому мы заглядывали внутрь помещения через нижние окна, на которых были установлены копьеобразные решетки, и долго любовались куполом, расписанным узором лазурного цвета. Мы пересчитывали верхние окна храма, через которые легко проникал свет и особенно ярко высвечивал его огромный купол. Чтобы отметить свое очередное присутствие, ребята громко произносили какие­-то слова в проемы окон, а так как акустика была отличная, слова отзывались эхом, которое не мог заглушить даже шум дружно взлетевшей голубиной стаи.

  Пожалуй, в тот период нас больше занимали и интересовали внеклассные дела и мероприятия, проводимые после уроков. За три года обучения в начальной школе мы посетили все учреждения, предприятия и производственные цеха, действовавшие в Куркине: почту, отдел науки, пекарню, контору, телятник, конюшню и ферму.

  Татьяна Ивановна Сальникова, работник почты, по очереди разрешала нам поговорить по телефону с нашим учителем Алексеем Антоновичем. Телефон в то время был большой редкостью, и у многих, у меня в том числе, это был первый разговор. Отчетливо помню его вопросы про погоду, направление ветра, температуру воздуха, которые прозвучали в трубку. Ответы на них вспомнить уже не могу.

  Зато свежа в памяти другая экскурсия – в местную пекарню. Работали там два человека: Анатолий Васильевич Соболев и Нина Ивановна, мать нашей одноклассницы Люды Соболевой.

  На экскурсию мы пришли, когда тесто было уже приготовлено и из емкостей переложено в формы. А формы были чуть больше тех, что выпекают на хлебозаводах сейчас, поэтому и буханки были тоже больше. Нина Ивановна очень интересно рассказывала об изготовлении хлеба, отвечала на наши вопросы, а Анатолий Васильевич в это время отправлял формы в печь. Прошло какое-­то время и, проверив, что хлеб готов, он начал доставать формы. Несколько ловких движений, и на длинном, деревянном столе лежал целый ряд буханок свежеиспеченного хлеба. Его аромат распространялся по всем уголкам большой и светлой пекарни, а мы, завороженные этим зрелищем, молча стояли и глотали слюну. И, конечно, наше внимание, наша любознательность были по достоинству оценены. Анатолий Васильевич разрезал одну из пышущих ароматом буханок черного хлеба на кусочки, а Нина Ивановна раздала их нам, пожелав приятного аппетита и бережного отношения к хлебу.

  С неменьшим интересом прошла экскурсия в барский дом, где находилась контора Вологодской государственной сельскохозяйственной опытной станции, бухгалтерия, отдел науки, рабочком, библиотека. Это было мое первое посещение главного здания бывшей усадьбы помещиков, фамилию которых, Резановы-­Андреевы, мы услышали впервые. Поразила большая парадная лестница с резными деревянными перилами, ведущая на второй этаж, куда мы поднимались, огромные с узорами двери, высокие потолки, совсем не похожие на те, что были в других домах, и много комнат, соединенных между собой дверями. Конечно, мы не увидели на стенах портретов, отсутствовали зеркальные горки с фарфором. Не было изящества и красоты, о которых рассказывал нам учитель перед экскурсией. Да и названия комнат: гостиная, каминная, детская, зал, бильярдная – ушли в прошлое. Но, несмотря на отсутствие былого великолепия, здесь царил какой­-то особый дух, который наводил на размышления.

  А мимо нас по коридорам проходили солидные мужчины. Некоторых мы уже знали, так как их дети тоже были школьниками, но учились в других классах. Это Николай Иванович Сахаров, Федор Яковлевич Федотов, Иван Тимофеевич Голов, Геннадий Афанасьевич Серяков, Сергей Алексеевич Савин, занимавшие, по-видимому, важные посты на этом сельскохозяйственном предприятии, а какие именно, нас еще не особо интересовало. Из своих кабинетов посмотреть на маленьких экскурсантов и своих дочерей вышли: Зинаида Александровна Николаева и Зоя Васильевна Мухина. Мы спрашивали, живут ли сейчас в Куркине родственники бывших хозяев усадьбы; наш учитель четко и определенно сказал, что никого из бывших владельцев и родственников помещика здесь не осталось, все уехали сразу после революции.

  В отделе науки нас любезно принимала старший техник Любовь Александровна Сорокина. Когда мы робко зашли в помещение, на нас устремились десятки глаз, и мы, второклассники, оробели еще больше. Там работали молодые девушки и женщины, разбиравшие семена злаковых растений, в частности, пшеницы. Приветливый голос их руководителя снова привел нас в нормальное состояние, и мы смогли задавать вопросы, которые были приготовлены заранее. Я свой вопрос прекрасно помню:

  – У нас в школе классы соревнуются друг с другом. А у вас есть соревнование?

  – Кто это такой интересный и серьезный вопрос задает? Что-то я этих мальчиков не знаю, – очень заинтересованно сказала Любовь Александровна, обратив свой взгляд на меня и на Вову Соколова, который стоял рядом.

  – Это двоюродные братья Соколовы, из Мышкина, – представил нас Алексей Антонович, – они первый год у нас учатся, перешли из Меглеевской школы.

  Далее прозвучал ответ Л. А. Сорокиной, который отчетливо слышу сквозь десятилетия:

  – Мы, как и вы, тоже соревнуемся друг с другом, и передовики у нас есть. В настоящее время нормы перевыполняет и очень ответственно относится к своей работе наша молодая работница Ольга Виноградова.

  Ольга, продолжая перебирать семена пшеницы, смущенно заулыбалась и отвела взгляд в сторону.

  За время учебы в началь­ной школе мы с Алексеем Антоновичем побывали во всех уголках старинного парка, знакомились с деревьями и кустарниками, которые не распространены в наших лесах, а были завезены во время закладки парка при строительстве барской усадьбы: пихты, лиственницы, дубы, вязы, клены, серебристые тополя.

  Каковы бы ни были темы экскурсий по зеленой зоне усадьбы, всегда был разговор и об ее истории.

  Ходили на экскурсии и в лес, изучали строение деревьев местных лесов не по плакатам.

  Там мы узнали настоящее название вереса – можжевельник, и чем полезны муравьи. Декламируя под звуки шуршавшей под ногами листвы стихотворение «Осень» Аполлона Майкова, учились правильно произносить название цвета зрелой ягоды брусники – «пурпурный», что многим удавалось лишь со второй или третьей попытки:

  «Мох не приподнят, не взрыт

  Грудой кудрявых груздей;

  Около пня не висит

  Пурпур брусничных кистей».

  А. А. Николаев водил нас на Красную горку, на Губину гору, были мы и на Спасском пруду. И как свободно мы ощущали себя на таких экскурсиях, потому что ходили не строем и без песен, что наблюдалось в других начальных и средних классах…

  В начальной школе к нам ходили вожатые – ученики более старших классов. Они читали книги, проводили физзарядку до начала уроков, помогали учителям готовить разные мероприятия. Книги, которые мне особенно запомнились: «Человек-невидимка» Герберта Уэллса и «Витя Малеев в школе и дома». Чаще других с нами занималась Неля Смирнова.

  Когда по какой-­либо уважительной причине учитель не мог провести у нас урок, Валентина Васильевна Староверова, историк по образованию, назначенная директором школы в 1959 году, отправляла старшеклассников, которые занимали нас, читая рассказы по истории древнего мира. Такие уроки проводили Лиза Бутенина, Витя Петухов, Валерий Калинин. На каждодневную физзарядку перед уроками приходил семиклассник Юра Сакович.

  Иногда гостями в классе были вожатые, которые уже работали в хозяйстве. В нашем классе на различных мероприятиях учителю помогала Нина Гузанова.

  Запомнилось много забавных моментов. Например, выдержки, которые читал нам Алексей Антонович. Вот лишь некоторые: «Днем мы помогали бабушке и дедушке солить капусту, а вечером все вместе катались на самокатах»; «Она назвала его «черное ушко», потому что у него был черный хвостик»; «Ксюша рассыпала ягоды, и бабушка с кошкой помогли их снова собрать в кузовок»; «Девочка любила наблюдать, как в морозные дни синицы клевали зернышки, и бабушка с дедушкой тоже»…

  Эти перлы нашего творения учитель зачитывал вслух на уроке при анализе сочинений. Смеялись мы от всей души, раз это было позволено учителем, который тоже улыбался, хоть и старался сдерживаться.

  – Кто это написал, Алексей Антонович? Скажите, кто? Пожалуйста! – настойчиво добивались ответа на свой вопрос ученики, но он никогда не называл имя автора.

  Быстро и незаметно проходило время учебы в начальной школе. Один урок сменялся другим. Пролетали недели, месяцы, четверти. Мелькали беседы и встречи с интересными людьми, спортивные соревнования и праздники, пионерские линейки и смотры художественной самодеятельности. В вихре пролетавших школьных дней мы чувствовали себя отлично и счастливо: учились в меру своих сил и возможностей, участвовали во всех школьных делах, помогали родителям, гуляли, ходили в кино, находили себе полезные занятия и развлечения – в общем, наслаждались детством…


Николай СОКОЛОВ.

На фото: Куркинская семилетняя школа, 4 класс. 1961 год. Учитель Алексей Антонович Николаев (из архива автора).

 



Гость студии - заместитель начальника кафедры уголовной политики Академии управления МВД России, доктор юридических наук, полковник полиции Наталья Мартыненко.
30.04.2017 УМВД по Вологодской области
Открытый урок ОБЖ состоялся в школе № 15 города Красавино - МЧС Вологодской областиВ рамках акции Всероссийский урок ОБЖ, которая проходит в эти дни по всей России в «Средней школе № 15 имени С. Преминина» города Красавино состоялись открытые занятия.
29.04.2017 МЧС Вологодской области
Ученики школы № 9 занимались сбором макулатуры — приносили старые журналы и тетради.
29.04.2017 35media.Ru
Имя лучшего педагога области объявили в Вологде - 35media.RuФото: depobr.gov35.ru Итоги конкурса «Учитель года» подвели. Соревнование шло на протяжении недели на базе Грязовецкой школы.
29.04.2017 35media.Ru
Индивидуальные предприниматели, работающие в Череповце, получили уведомления, в которых с них под угрозой суда требуют оплатить пени на уже оплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд.
29.04.2017 Администрация г.Череповец
Частный детский сад на 100 мест планируют купить власти Вологды - 35media.RuВстроенное в новый дом помещение детского сада располагается на Гагарина, 82.
29.04.2017 35media.Ru
Вячеслав Мишурин и историческая реконструкция - Администрация г.ЧереповецСегодня, 29 апреля в Барселоне стартует чемпионат мира по историческому средневековому бою «Битва наций» .
29.04.2017 Администрация г.Череповец
Акция - УМВД по Вологодской областиНакануне по всей стране прошла масштабная акция для учащихся «Проверь#ПРАВОзнание».
29.04.2017 УМВД по Вологодской области
Ольга Хомутинникова, педагог из Великого Устюга, стала «Учителем года» - Вологда-поискАбсолютным победителем конкурса профессионального мастерства стала учитель английского языка гимназии с углубленным изучением отдельных предметов Великоустюгского района Ольга Хомутникова.
28.04.2017 Вологда-поиск
Ребята из подшефных детских центров г. Вологды, а также верховажские школьники из отряда юных друзей полиции «Молодая Гвардия» посетили музей Великой Отечественной войны - Вологодский институт права и экономики ФСИН РоссииНакануне экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне, посетили ребята из подшефных детских центров г. Вологды, а также верховажские школьники из отряда юных друзей полиции «Молодая Гвардия».
28.04.2017 Вологодский институт права и экономики ФСИН России
На протяжении 3 месяцев 11 сотрудников из 10 территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России осваивали азы деятельности психолога УИС - Вологодский институт права и экономики ФСИН РоссииСегодня завершилось обучение слушателей курсов профессиональной переподготовки категории «Практические психологи, не имеющие психологического образования».
28.04.2017 Вологодский институт права и экономики ФСИН России
Торжественная церемония приведения к присяге и выпуск сотрудников уголовно-исполнительной системы, успешно завершивших обучение на курсах первоначальной подготовки - Вологодский институт права и экономики ФСИН России28 апреля 2017 г. в стенах Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний проведена, ставшая уже традиционной,
28.04.2017 Вологодский институт права и экономики ФСИН России
На протяжении двух недель 10 сотрудников из 10 территориальных органов ФСИН России проходили обучение - Вологодский институт права и экономики ФСИН РоссииНа протяжении двух недель 10 сотрудников из 10 территориальных органов ФСИН России проходили обучение по программе повышения квалификации категории «Старшие психологи, психологи ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН,
28.04.2017 Вологодский институт права и экономики ФСИН России
Команда Средней общеобразовательной школы № 9 г. Сокола признана победителем конкурсной программы Всероссийского молодежного спортивно-образовательного слёта «Мы – патриоты России!» .
28.04.2017 Департамент образования
В Вологодской области выбрали «Учителя года» - Cpv.RuПобедительницей конкурса профессионального мастерства стала учитель английского языка из Великого Устюга.
28.04.2017 Cpv.Ru
Два человека погибли в ДТП в Кирилловском районе - 35media.RuФото: УМВД по Вологодской области Фото: УМВД по Вологодской области Фото: УМВД по Вологодской области Фото: УМВД по Вологодской области Фото: УМВД по Вологодской области Фото:
29.04.2017 35media.Ru
Сегодня в областной столице на площади Революции состоялось торжественное мероприятие в честь празднования Дня пожарной охраны.
28.04.2017 УМВД по Вологодской области
Суд продлил срок содержания под стражей бывшему замгубернатора Николаю Гуслинскому - Журнал Бизнес и ВластьВологодский городской суд продлил срок содержания под стражей бывшему заместителю губернатора Вологодской области Николаю Гуслинскому, который обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст.
28.04.2017 Журнал Бизнес и Власть
В рамках утвержденной Стратегии развития до 2030 года Вологодская область приступает к масштабной программе строительства спортивных сооружений, сообщает пресс-служба губернатора области.
28.04.2017 NewsVo.Ru
В Вологде грабитель угрожал взорвать салоны сотовой связи и  микрофинансовой организации - Вологда-поискСотрудникам Росгвардии по горячим следам удалось задержать подозреваемого в хищении денег и смартфона.
29.04.2017 Вологда-поиск