В Вологде не хватает мест в детских садах

http://new.mospravda.ru/

Нехватка мест в дошкольных учреждениях Вологды –  одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день для города. Такая ситуация в городе наблюдается на протяжении последних лет.

Причин дефицита несколько: в первую очередь –  это увеличение рождаемости, во-вторых, в силу разных жизненных обстоятельств молодые мамы начали раньше выходить на работу. О повышении рождаемости власти говорят с воодушевлением, однако при рождении детей государство не слишком задумывается над тем, с какими проблемами молодые родители столкнутся уже через несколько лет.

Ситуация с дефицитом мест нарушает конституционные права детей на бесплатное дошкольное образование. Поэтому все обращения, поступающие к сотрудникам Центра защиты прав граждан, решаются строго в индивидуальном порядке на основании действующего законодательства.

На днях в Центр обратился молодой мужчина: его ребенку не предоставляют место в детском саду. Управление образования администрации города мотивирует отказ отсутствием мест в детсадах по месту проживания семьи. Но как быть, когда молодая семья находится в тяжелом материальном положении, поэтому мать и отец должны работать? Где в это время находиться ребенку, которому на настоящий момент исполнилось 2,5 года?

При содействии юристов Центра защиты прав граждан гражданин составил жалобу на имя главы города, так как бездействие управления образования мэрии, выразившееся в необеспечении возможности получить дошкольное образование, является незаконным и необоснованным. Нарушены п.п. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ, гарантирующие право каждого гражданина на общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Комментарий юриста Центра:

                  Обязанность обеспечить ребенка свободным местом в МДОУ лежит на органе местного самоуправления, то есть на администрации города Вологды и является ее публично-правовым обязательством по решению организационных вопросов предоставления дошкольного образования в МДОУ. При этом законодательство РФ не предусматривает права  администрации по своему усмотрению или в силу каких-либо обстоятельств на изменение объема исполнения такого своего публично-правового обязательства и/или на перенос сроков его исполнения, что подразумевает обязанность администрации  своевременно исполнить это обязательство в полном объеме. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады, прогимназии, начальные школы-детские сады)», предусматривает одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги отсутствие мест в учреждениях. Однако ссылка Управления образования администрации города Вологды на отсутствие мест в МДОУ не может являться обоснованной в силу следующего: к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования согласно п. 2 части 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Для реализации данных полномочий органы местного самоуправления в силу п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. В соответствии с Уставом города Вологды к вопросам местного значения города Вологды относится организация предоставления общедоступного и  бесплатного дошкольного образования по  основным общеобразовательным программам в  муниципальных образовательных организациях. Данные функции не выполняются.                 Согласно Приказу  Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -–образовательным программам дошкольного образования».  Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.                Ни  в вышеуказанных, ни в каких-либо иных нормативных правовых актах РФ  отсутствие мест в МДОУ в качестве оснований для отказа в предоставлении мест в МДОУ не указано. Таким образом, иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством РФ не предусмотрено.         Кроме того, регламент устанавливает очередность направления детей исходя из даты их регистрации и наличия льгот. Применительно к конституционному принципу юридического равенства и к конституционной гарантии общедоступности бесплатного дошкольного образования в муниципальных детских садах это означает, что  муниципалитетом установлен срок направления всех детей, зарегистрированных в управлении образования на момент начала периода комплектования МДОУ, в детский сад –  в течение максимум одного года, но в ближайший или текущий период комплектования (доукомплектования), следующий вслед за датой регистрации. В случае же факта посещения требуемого заявителем групп полного дня МДОУ сверстниками его ребенка –  для соблюдения равенства возможностей развития личности и равенства возможностей для получения образования –  ребенок должен быть направлен в МДОУ по факту поступления заявления от родителя в течение срока, установленного Федеральным законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, если только обратившийся не устанавливает более позднего срока для поступления, для чего муниципалитет должен иметь резерв свободных мест в группах МДОУ.  Следовательно,  администрация  нарушила сроки исполнения своих публично-правовых обязательств по отношению к ребенку.
            Согласно правовой позиции, закрепленной в п. 2.1 Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. №5-П, закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов –  право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования –  исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства –  обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.               Таким образом, администрация города Вологды, отказывая в поступлении в МДОУ на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на нее законом. Администрация города Вологды была заблаговременно проинформирована о необходимости предоставить место в дошкольном учреждении ребенку, что подтверждается датой его постановки на учет в общегородской очереди для определения в МДОУ. Очевидно, что обладая данной информацией, администрация города Вологды была обязана заранее позаботиться о создании необходимого количества мест в МДОУ, так как законом ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на органах местного самоуправления Вологды.          Статья 5.57 КоАП РФ предусматривает наказание за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций. Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определено:  Правительству Российской Федерации  обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Определением Верховного Суда РФ от 13.08.2014 N 35-КГ14-2 Требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в нерассмотрении заявки о предоставлении места в детском саду, нерасширении сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений удовлетворено, поскольку заявителем были соблюдены необходимые условия для получения места в дошкольном учреждении, следовательно, орган местного самоуправления обязан обеспечить ребенка местом в детском саду для получения бесплатного образования. Бездействие Управления образования администрации города Вологды, выразившееся в необеспечении возможности ребенку получить дошкольное образование в МДОУ, незаконно.     Анна Леонтьева
 
По теме
В пос. Вохтоге на ул. Колхозной находится жилое помещение, которое принадлежит администрации округа.
Утром 13 декабря 2023 г. 42-летний житель Великоустюгского района вместе со своим 39-летним братом выехали на охоту на лося в лесной массив вблизи п.Пихтово Великоустюгского района.
Великоустюгский районный суд