Встреча с известным вологодским радиожурналистом Алеексеем Сальниковым прошла в областной научной библиотеке

Не одно поколение жителей Вологодчины выросло под позывные областного радио. С третьего августа 1981 года Алексей Сальников приветствует у микрофона уже ставших любимыми многочисленных вологжан. 21 октября очередная встреча в рамках «Вологодского собрания» прошла в виде беседы с Алексеем Константиновичем. Многогранность этой личности удивляет, и всегда на устах вопрос: с какой же стороны он ещё раскроется?

Алексей Сальников – радиожурналист

«Я стал радиожурналистом совершенно случайно», – делится Алексей Константинович. Окончив Государственный институт театрального искусства по специальности «театровед», будущий радиоведущий и не помышлял начать свою карьеру у микрофона. Ежегодные студенческие практики помогли набраться разнообразного опыта. После первого курса появился опыт театральный: практиканты «Ленкома», среди которых и был юный Алексей, теснились за кулисами на Малой Дмитровке. Перезнакомившись с необычными людьми в закулисье, Алексей отправился практиковаться работником в музей ленинградского Театра комедии им. Н. П. Акимова. Очутившись перед выбором – телевидение или радио – на практике третьего курса, журналист выбрал первое и был определен в помощники выпуска художественных программ Центрального телевидения. В печатных изданиях Алексей Константинович в студенческие годы также успел набраться опыта – газета родного Вельского района «Ленинский путь» приняла студента в свои ряды на несколько недель.

После вуза по распределению выпускник Сальников мог попасть в Барнаул. Но благодаря декану выпускника отправили поближе к родным местам. «Правда, была даже договорённость с Архангельском, но я об этом не знал и поехал в Вологду. Татьяна Борисовна Файнберг тогда искала сотрудника на областное радио. Я по её просьбе написал две зарисовки – одну из Верещагинского зала Третьяковки и вторую с Всесоюзной выставки современного искусства, где было представлено несколько работ А. В. Пантелеева. После этого репортажа у меня проснулся интерес к работам Пантелеева, и я познакомился с Мариной Вороно – заведующей научной библиотекой галереи Вологодской картинной галереи. На областном я начинал с отдела художественных, молодёжных, музыкальных передач. Работал под началом Татьяны Файнберг, Нелли Орловой, Надежды Матвеевой. Именно благодаря этим учителям я овладел азами радиожурналистики», – вспоминает Алексей Сальников. Главное правило, которого придерживается радиожурналист в беседе с человеком, будь это разговор во время прямого эфира или в записи, – помочь человеку раскрыться. Но уже состоявшийся журналист областного радио Алексей Константинович Сальников признается, что каждый раз волнуется в прямом эфире, когда общается с вологжанами.

Алексей Сальников – актёр

Театральную практику студент Сальников проходил по старой памяти в «Ленкоме». Но тяга к театру началась ещё с детского драматического кружка в Доме пионеров: «Единственную роль, которую я помню, что исполнял в спектакле этого кружка, – это петух из "Бременских музыкантов". Было интересно ездить на "гастроли" по местным школам. Затем был театр Дома культуры, а затем народный театр юного зрителя г. Вельска. С большим удовольствием вспоминаю работу с вельскими режиссерами – Тамарой Золотяковой, Александром Распоповым и другими. Как-то противоречиво немного получилось, что в четвертом классе я играл десятиклассника, а в юном возрасте – шестиклассника. Получил однажды роль секретаря райкома. Для того чтобы занять руки – а это для актёра народного театра самое трудное и болезненное – мне разрешили курить папиросы, так как сигарет во время войны не было. Так я после этой роли лет этак двадцать и курил только папиросы». Среди пьес, в которых пробовал себя Сальников-актёр, такие постановки, как «Золушка» Шарля Перро, «Барабанщик» Афанасия Салынского, «Беда от нежного сердца» Владимира Соллогуба, «Мой брат играет на кларнете» Анатолия Алексина.

Алексей Сальников – театровед

Знакомство с театром профессиональным произошло тоже в Вельске, когда на гастроли приехала труппа Котласского драматического театра. Журналист рассказывает: «Я посмотрел, по-моему, весь репертуар, который они привезли, – и детские спектакли, и взрослые. Среди спектаклей, помню, были "Каменное гнездо" Хеллы Вуолийок, "Стряпуха" Анатолия Софронова. И они на меня произвели впечатление». Переход из Сальникова-актёра в Сальникова-театроведа произошел, когда народный вельский театр поехал в соседний посёлок Кулой. «Мои мысли от просмотра пьесы "Петровка, 38" я помню до сих пор, – говорит Алексей Константинович. – Я ещё подумал: "Неужели и мы так же деревянно и натужно играем?" Человек на сцене хорошо произносил текст исключительно потому, что он его хорошо знал, без желания донести мысли или отреагировать на произносимое. Единственный запомнившийся мне тогда герой на сцене – пьяница. После того, как я увидел эту игру, я стал думать, а как же я выгляжу на сцене? Александр Распопов, наш режиссер, однажды сказал, что мне нужно поступать на театроведческий факультет. Тогда я до конца не понимал, чему там учат. Наобум послал просьбу прислать условия приёма в ГИТИС и во ВГИК. Ответ пришел из ГИТИСа». На вопрос, когда же пришло желание посвятить себя театральной критике, Алексей Константинович отвечает: «Театральным критиком я начал себя ощущать восемь лет назад, когда меня попросили писать рецензии на спектакли "Голосов истории". До этого очень редко случалось дать свою оценку увиденному».

Алексей Сальников – читатель

По воспоминаниям журналиста, в Вельске были прочитаны многие произведения классики, даже долго и упорно не дававшийся гончаровский «Обломов». Дома была собрана огромная библиотека, на полках которой значились в основном исторические книги и издания ЖЗЛ. Книжные воспоминания у Алексея Константиновича связаны и с Вологодчиной. Журналист с гордостью заявляет, что в 2014 году закрыл весь список районов Вологодской области, побывав в каждом из них и практически из каждого привезя с собой на память книгу – себе, друзьям, знакомым. Например, после поездки в Кич-Городок в библиотеке появился альбом «Балет Большого театра», после Никольска – толковый словарь Ожегова, после Тотьмы – сборник фольклора американских индейцев, из Сямжи был привезён однотомник Хлебникова.

Алексей Сальников – преподаватель

Алексей Константинович пришел к преподавательской работе совсем недавно. Он преподает «мастерство журналиста» на вологодском журфаке. Приобщиться к обучению в высшей школе ему помог Сергей Баранов, профессор ВоГУ, заведующий кафедрой литературы. «Я разработал свою первую встречу со студентами – так называемый "Широкий взгляд", – рассказывает Алексей Константинович. – Как правило, когда я прихожу в начале года, меня многие студенты видят в первый раз. Я устраиваю что-то наподобие пресс-конференции, где каждый может задать мне любой интересующий вопрос. Среди самых популярных вопросов: "Как стать журналистом?" Часто понимаю, что вопрос-то задают, но не очень жаждут ответа на него. Но зато сразу видно, у кого горят глаза».

Заседание «Вологодского собрания» завершилось общей фотографией с Алексеем Сальниковым. Следующая встреча в рамках этого проекта состоится 18 ноября с вологодским историком, краеведом Александром Быковым, который представит свою книгу «Вологодское разорение».

Ольга Поварова  

 
По теме
Под Череповцом произошло ДТП с участием ГИБДД - Vop.Ru Фото: пресс-служба УМВД России по Вологодской области 28 марта в Череповецком районе произошло ДТП с участием автомобиля «Фольксваген Поло» и служебного автомобиля ГИБДД «Шкода Октавия».
Vop.Ru
Осторожно-клещи! - Вологодская ОДКБ Сегодня о мерах предосторожности в период клещевой активности нам расскажет заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом БУЗ ВО «ВОДКБ» врач-эпидемиолог Астафьева Людмила Владимировна С приходом весны,
Вологодская ОДКБ
Культура – это вовсе не работа, культура – состояние души - Газета Красное Знамя Для Анжелы Лебедевой и Марии Устиновой Белоусовский дом культуры – это и место работы, и второй дом, и новый мир, где царят творчество, радость, праздник  В Белоусовском доме культуры оживленно и весело.
Газета Красное Знамя