Начало ХХ века глазами очевидца: изданные в Рыбинске мемуары вологодского крестьянина Ивана Юрова доехали до родины автора

Виталий Горошников, Антон Голицын
Презентация книги И. Юрова «История моей жизни» в Вологодской областной универсальной научной библиотеке
Иван Юров с женой Евдокией. 1950 г.
Виталий Горошников, директор издательства «Медиарост» (Рыбинск)
Презентация книги И. Юрова «История моей жизни» в Вологодской областной универсальной научной библиотеке
Учительская конференция Нюксенского района, 1926 год. Иван Юров (заведующий избой-читальней) в первом ряду справа.
Иван Юров с внуками (детьми Леонида). 1950 г.
Иван Юров, сын Леонид, жена Евдокия. 1958 г.
Фото: cultinfo.ru

Кто чаще всего пишет мемуары? Известные люди, политики, писатели, художники, общественные деятели, воспоминания которых могут быть интересны самому широкому кругу читателей. Выбирая книгу мемуарного жанра, чаще всего мы ориентируемся на лицо, ее написавшее.

А если лицо, написавшее мемуары, – простой вологодский крестьянин, живший на рубеже XIX-XX веков, окончивший 3 класса церковно-приходской школы и пишущий свои записки, практически не употребляя знаков препинания?.. Не сомневайтесь – эти «непричесанные» воспоминания, пожалуй, ценны даже больше, чем многие мемуары «великих» и «выдающихся». Ценны именно тем, что написаны лицом, не вершившим историю, а претерпевающим ее. Ценны тем, что писались не для будущих читателей, а для родного сына, чтобы передать ему свой жизненный опыт, объяснить многое из того, что ему довелось пережить, во что верил и что чувствовал сам.

Книгу воспоминаний Ивана Юрова , крестьянина, родившегося около 130 лет назад в деревне Норово нынешнего Нюксенского района Вологодской области, издали в Рыбинске в 2017 году, в год столетия двух русских революций. Грандиозные события, изменившие жизнь огромной страны, до сих пор вызывающие ожесточенные споры, предстают в «Истории моей жизни» Ивана Юрова совсем с другой стороны: для «маленького человека» они становятся фоном его собственной «маленькой» жизни, его повседневностью. Он воспринимает историю, находясь «внутри» эпохальных событий, рассказывает, как виделись эти события миллионам обычных людей в России начала ХХ века.

В Вологду Юров «вернулся» благодаря рыбинскому издательству «Медиарост» , решившемуся опубликовать записки, хранившиеся сначала в семье сына, а затем внучки и правнука автора, живущих в Ярославле. Для «домашнего» пользования эти мемуары, собственно, и были написаны: 25 тетрадей рукописного текста оставил Иван Юров своему сыну Леониду , предварив их незамысловатым предисловием: «Написал я историю своей незадачливой жизни для сына своего Леонида. Кроме этого мне нечего тебе оставить. Я льщу себя надеждой, что когда-нибудь в часы досуга ты без особой скуки посмотришь мои записи. Тут ты увидишь не только историю моей жизни, но и историю прошлой жизни нашего глухого угла, которую я старался изобразить возможно понятнее и правдивее» . Записки были переданы семьей потомков Ивана Юрова ярославскому редактору и журналисту Антону Голицыну , который, прочитав их, понял, какой уникальный материал попал к нему в руки.

Воспоминания Ивана Юрова охватывают период с 1890-х годов – деревенского детства автора – до 1935 года, когда он закончил их писать. Последние 30 лет жизни Ивана Юрова (он умер в 1964-м году и похоронен на кладбище г. Сокол Вологодской области ) кратко описаны его сыном Леонидом, который, чтобы рукописи отца не погибли, в 1970-х годах перепечатал их на машинке, практически не внося в текст правок, лишь расставляя знаки препинания, которых автор почти не употреблял.

Иван Юров прожил очень насыщенную и тяжелую жизнь. Все этапы ее он очень подробно и предельно честно описывает в своих воспоминаниях. Каждый из этих этапов достоин отдельной книги: тяжелый крестьянский труд, работа «на чужой стороне» в провинции и в столице, скитания по городам и весям, участие в революции 1905 года, царская тюрьма, Первая мировая война, более чем трехлетний германский плен, коллективизация, индустриализация – вот лишь самый беглый обзор событий «Истории моей жизни». С раннего детства работая на тяжелейших сельхозработах, он мечтал о чем-то другом: мечтал уйти в монастырь подобно святым, о которых читал в житиях, мечтал сбежать от отца, который был очень жесток. В итоге Юров ушел в «отход» (отхожий промысел), как многие крестьяне того времени. Причем ушел, фактически обманув домашних: пользуясь неграмотностью родителей, собственноручно написал письмо от имени бывшего отцовского батрака, после военной службы оставшегося во Пскове и работавшего там приказчиком, с приглашением Ивана приехать к нему и обещанием устроить хорошее «место».

Практически вся жизнь автора отмечена постоянным поиском – поиском лучшей жизни, поиском правды, поиском новых форм общественного и личного бытия, поиском своего места в мире. Юров перепробовал множество профессий: был половым (официантом) в трактире и рабочим табачной фабрики, чернорабочим и начальником строительства завода, заведующим избой-читальней и продавцом шнурков, председателем коммуны и рядовым коммунаром, его называли «наш Ленин», а потом исключили из партии, он сидел в царской тюрьме и тюрьме советской.

География событий «Истории моей жизни» также поражает: крестьянин из вологодской глубинки побывал (или даже пожил) в различных населенных пунктах современных Ярославской, Архангельской, Тверской, Московской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Новосибирской областей, на территории современной Польши, Санкт-Петербурге и Москве. Однажды без копейки денег он дошел из Питера практически до дому, преодолев пешком по бездорожью около 2000 км. Автор побывал также в Крыму и Запорожье, где посетил известную тогда на всю страну коммуну «Авангард», описанную писателем Гладковым. Он чуть было не уехал в Америку, однако царское правительство в этот момент запретило эмиграцию.

Большой раздел книги посвящен описанию Первой мировой войны и немецкого плена, в который он попадает, когда командование во время отступления практически бросает их полк на передовой. Описания мучительного чувства голода, жестокостей и зверств немецких конвоиров – к примеру, когда партия пленных отказывается петь, возвращаясь с тяжелой работы (один из немцев-надзирателей был заядлым меломаном), их всех тут же расстреливают – соседствуют у Юрова с описанием интеллектуального быта военнопленных. Да, именно так: пленные использовали имеющееся свободное время для самообразования. Им разрешалось читать, выписывать газеты и книги; у них даже образуется кружок, где они говорят и спорят о будущем России. О революции на родине, о свержении царя пленные также узнают из газет и напряженно следят за событиями в России. Когда в 1918 году происходит революция в Германии, Иван Юров получает возможность вернуться домой.

Интересно следить за убеждениями автора. Из религиозного человека он постепенно становится атеистом. Познакомившись с запрещенной литературой, делается убежденным противником монархии. В 1915-16 годах, за несколько лет до революций 1917 года, он уже одержим желанием создать коммуну, и позже его желание осуществилось. В годы коллективизации автор организовал первую в Нюксенском районе коммуну «Прожектор», фактически основав новый населенный пункт (по сей день деревня Прожектор есть на карте Вологодской области). Юров повествует о работе в органах соввласти, избе-читальне, совхозе, массовой коллективизации с «перегибами на местах». Автор участвовал в индустриализации страны – в строительстве нескольких заводов на территории нынешних Костромской и Нижегородской областей.

Из-за его политических убеждений, необычных для глухой деревни, он долгое время не мог жениться: боясь, что «политикана» сошлют в Сибирь, девушки не шли за него. О том, что его все-таки женят (и на ком), он узнал буквально накануне свадьбы, но этот брак не по любви, а по воле родителей стал для Юрова самым крепким якорем, привязавшим его к жизни, во многом наполнившим ее смыслом. Хотя и тут все было неоднозначно: была встреча с другой женщиной, уход из семьи и создание новой, дети от другого брака… Обо всем этом по-честному, как на исповеди, пишет автор, не обеляя и не выгораживая себя, а, напротив, часто винясь и во многом раскаиваясь.

Иван Юров был действительно неординарным, талантливым человеком. В книге очень много точных описаний, метких наблюдений – интересен этот взгляд «изнутри» на тогдашнюю Россию, от глубинки до столиц и обратно. Юров пишет просто, как говорит – при этом удивляет богатство словарного запаса, синтаксическое разнообразие, построение фраз, логика и последовательность повествования – невозможно поверить, что у этого человека за плечами всего 3 класса образования. Правда, чтение было одним из любимейших его занятий на протяжении всей жизни. (Интересный факт: внучка этого вологодского крестьянина, окончившего 3 класса церковно-приходской школы, окончила МГУ, защитила кандидатскую диссертацию и стала заместителем директора Ярославского художественного музея, одним из крупнейших специалистов по русскому авангарду).

Редактор книги Антон Голицын признался, что сам текст практически не нуждался в редактуре. Бо́льшая часть времени по подготовке рукописи к изданию пришлась на составление примечаний. В книге их более 600 – самого автора, его сына Леонида, перепечатывавшего рукопись, и редактора. В разделе приложений собраны стихотворные произведения Ивана Юрова, ряд его очерков, использующих нюксенский диалект, который он очень любил и берег в своей цепкой памяти, и несколько записанных по памяти рассказов бабушки и отца про «старопрежнюю» жизнь.

В Вологду книгу Ивана Юрова «История моей жизни» привезли редактор Антон Голицын и директор издательства «Медиарост» Виталий Горошников. Презентация ее прошла в областной библиотеке : у авторов издания было только полтора часа, чтобы рассказать о ней вологжанам. Далее они ехали на малую родину Ивана Юрова, в Нюксеницу, чтобы своими глазами посмотреть на места детства автора мемуаров.

Мемуары Юрова стали второй книгой рыбинского издательства в их новой серии «Эхо эпохи: дневники, мемуары» . Первой вышла книга «Записки доктора 1926-1929» – также интересные воспоминания уездного врача Константина Ливанова, жившего в конце XIX – первой трети XX века. «Для этой серии мы ищем людей, которые оставили очень ценные документы своей эпохи в виде дневников или мемуаров, но которые не были знаменитостями. Это были, в общем-то, обычные люди – крестьянин Иван Юров из отдаленного уголка Вологодской губернии или ярославский уездный врач Константин Ливанов. Но это люди неоднозначные, у них нетривиальные судьбы, неравнодушное отношение к жизни, к своей стране. Самое главное – они были рядовыми участниками очень серьезных событий русской истории (в основном, ХХ века) – понятно, какими драматическими были эти события, как сложно они до сих пор воспринимаются, с каким трудом интерпретируются. И нам особенно ценны эти документы и свидетельства обычных людей, которые жили «внутри» этих событий» , – рассказал на презентации директор издательства «Медиарост» Виталий Горошников.

Экземпляр книги Ивана Юрова «История моей жизни» издательство передало в фонды Вологодской областной библиотеки.

Книгу также можно приобрести в отделе просветительских программ ВОУНБ по адресу: Вологда, ул. Марии Ульяновой, 7, каб. 10.

Елена Легчанова
 
По теме
Врачи Вологодской областной детской клинической больницы провели высококлассную операцию и спасли юную пациентку с внутримозговой гематомой, сообщается на сайте правительства региона.
Красный север
Операция «Капустник» - Камерный театр 27 и 28 МАРТА мы ждём вас в Камерном театре на комедийном Капустнике «Дело №5 (операция «Капустник») [12+] Капустник – это наш традиционный подарок зрителям к Международному дню театра (отмечается 27 МАРТА).
Камерный театр