Вопрос: В проверочных листах для предприятий общественного питания есть пункты по срокам реализации. В СП 2.3.6.1079-01 8.11. Салаты, винегреты и нарезанные компоненты в незаправленном виде хранят при температуре 4±2°С не более 6 ч. Заправлять салаты и винегреты следует непосредственно перед отпуском. В СанПиН 2.3.2.1324-03 сказано, что салаты в незаправленном виде хранят не более 18 ч., в заправленном не более 12 часов. Хранение салатов не более 18 часов будет считаться нарушением?
Ответ: В соответствии с СанПиН 2.3.2.1324-03 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРОКАМ ГОДНОСТИ И УСЛОВИЯМ ХРАНЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ» сроки годности и условия хранения установлены для особо скоропортящихся и скоропортящихся пищевых продуктов, вырабатываемых по нормативной и/или технической документации.
В проверочных листах для организаций общественного питания требования к условиям и срокам реализации продукции общественного питания регламентированы СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья". Таким образом, реализация салатов, выработанных без учета требований нормативной и (или) технической документации без соблюдения сроков, указанных в СП 2.3.6.1079-01, будет считаться нарушением санитарного законодательства.
Вопрос: Согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011, должна содержаться информация о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот (в процентах от содержания жира в продукте). Эти требования относятся ко всей группе масложировой продукции, включая: а) масла растительные; б) маргарины; в) спреды растительно-сливочные и растительно-жировые; г) смеси топленые растительно-сливочные и растительно-жировые; д) жиры специального назначения, в том числе жиры кулинарные, кондитерские, хлебопекарные и заменители молочного жира; е) эквиваленты масла какао; ж) улучшители масла какао SOS-типа; з) заменители масла какао РОР-типа; и) заменители масла какао нетемперируемыенелауринового типа; к) заменители масла какао нетемперируемые лауринового типа; л) соусы на основе растительных масел; м) майонезы; н) соусы майонезные; о) кремы на растительных маслах?
Ответ: В соответствии с п. 4 ч.9 ст. 8 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию» на потребительской упаковке маргаринов, спредов растительно-сливочных и растительно-жировых, смесей топленых растительно-сливочных и растительно-жировых, жиров специального назначения, в том числе жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей молочного жира, эквивалентов масла какао, улучшителей масла какао SOS-типа, заменителей масла какао POP-типа, заменителей масла какао нетемперируемых нелауринового типа, заменителей масла какао нетемперируемых лауринового типа должна содержаться информация о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот в процентах от содержания жира в продукте. На потребительскую упаковку масел растительных, соусов на основе растительных масел, майонезов, соусов майонезных, кремов на растительных маслах вышеуказанная информация не наносится.
Вопрос: Когда будут внедрены проверочные листы для организаций пищевой промышленности?
Ответ: Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (Постановление Правительства РФ № 707 от 14.07.2017), а также приказом Роспотребнадзора от 14.08.2017 года № 688 установлено, что с 1 октября 2017 года проведение плановых проверок ЮЛ и ИП осуществляется с применением проверочных листов.
С 06.01.2018 года при проведении плановых проверок предприятий торговли, предприятий общественного питания, парикмахерских, салонов красоты, соляриев, с 1 июля 2018 г. всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека используются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Вопрос: Будут ли использоваться проверочные листы при внеплановых проверках?
Ответ: Нет, проверочные листы будут применяться только при плановых проверках.
Вопрос: Что такое предостережение и с какой целью оно выдается?
Ответ: С 1 января 2017 года внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которыми в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
При наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований является ординарной профилактической мерой, направленной на сокращение числа внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при условии обеспечения необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей.