Управление Роспотребнадзора по Вологодской области помогло потребителям в защите их прав при задержке авиарейса

Проблемы авиаперевозки нередко сказываются на качестве отдыха туристов. Все чаще можно услышать о вопиющих случаях задержек или отмен авиарейсов, казалось бы, довольно крупных и известных авиакомпаний.

Согласно общим правилам ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира, установленным пунктом 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

При решении вопроса о том, явилось или не явилось неисполнение обязательства по перевозке прямым следствием так называемой непреодолимой силы, необходимо исходить из ее определения, приведенного в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. из фактического наличия «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств».

Управление Роспотребнадзора по Вологодской области (далее – Управление) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей особое внимание уделяет реализации функции гражданско-правовой защиты прав потребителей. Так, примером в рамках участия Управления в судебном заседании для дачи заключения в защиту прав потребителей является гражданское дело по иску Городской общественной организации «Союз потребителей» г. Вологды в интересах С. и С. к обществу с ограниченной ответственностью «Анекс Туризм Групп» о защите прав потребителей (гражданское дело № 2-6469/2017).

Суть дела состояла в том, что согласно условиям договора истцы должны были вылететь из г. Москвы 15.03.2017 г. в 01 час 00 минут и прилететь на Кубу в 07 часов 30 минут. Однако время вылета истцов из г. Москвы было изменено в связи с задержкой рейса, который являлся чартерным, в связи с чем истцы фактически вылетели из г. Москвы 15.03.2017 г. в 10 часов 40 минут. Полагая, что им оказаны услуги ненадлежащего качества просили взыскать с туроператора ООО «Анекс Туризм Групп» денежные средства за 11 часов неиспользованного отдыха, компенсацию морального вреда и штраф.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Согласно статье 9 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта. Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

Пунктами 72, 76, 99 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. N 82, применяемых, в том числе при осуществлении международных перевозок рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру), предусмотрено, что чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик без взимания дополнительной платы обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, кода гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", следует, что по делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Разрешая спор, суд принял во внимание, что задержка отправления рейса от 15.03.2017 г. по маршруту Москва (Домодедово) – Варадеро возникла вследствие устранения технической неисправности на воздушном судне. Время чартерного рейса не является точным и может меняться, услуги чартерных перевозок стоят дешевле, то есть цена чартера не равнозначна цене регулярного рейса, а изначально меньше. Стоимость чартерного рейса рассчитана с учетом того, что время вылета может измениться. Турагентство могло забронировать для туристов регулярный рейс за более высокую цену, время вылета которого является точным. Однако договор заключен на условиях: перелет чартерным рейсом, время которого может меняться, что значительно экономичнее.

Истцами не было представлено доказательств, что по вине ООО «Анекс Туризм Групп» им оказан некачественный туристский продукт, поскольку из представленных материалов следует, что ООО «Анекс Туризм Групп» исполнило свои обязательства по перевозке чартерным рейсом в полном объеме.

Кроме того, сторонами не оспаривалось, что на время задержки вылета пассажиры дважды были обеспечены прохладительными напитками и горячим питанием.

С учетом технической неисправности судна и устранения данных неполадок, что подтверждено документально справкой авиаперевозчика, был применим расчет в соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации.

С учетом указанных обстоятельств, исковые требования Городской общественной организации «Союз потребителей» в интересах С. и С. были удовлетворены частично. В пользу С. и С. с ООО «Анекс Туризм Групп» взыскан штраф за каждый час просрочки по 275 рублей в пользу каждого.

 

 
По теме
В связи с прекращением выполнения программ чартерных перелетов авиакомпании «ВИМ-АВИА» в Федеральном агентстве по туризму создан оперативный штаб по возвращению из-за рубежа российских туристов - клиентов этого авиаперевозчика,
Под Череповцом произошло ДТП с участием ГИБДД - Vop.Ru Фото: пресс-служба УМВД России по Вологодской области 28 марта в Череповецком районе произошло ДТП с участием автомобиля «Фольксваген Поло» и служебного автомобиля ГИБДД «Шкода Октавия».
Vop.Ru
И сердца у нас заплакали от боли… - Газета Красное Знамя Вечер пятницы 22 марта 2024 года многие из нас запомнят, как день ужасной трагедии в подмосковном «Крокус сити холле»,
Газета Красное Знамя