«Звериные истории» с человеческим лицом: на сцене Дома актера поставили спектакль по пьесе Дона Нигро

Спектакль «Звериные истории»
Спектакль «Звериные истории»
Спектакль «Звериные истории»
Спектакль «Звериные истории»
Спектакль «Звериные истории»
Спектакль «Звериные истории»
Спектакль «Звериные истории»
Спектакль «Звериные истории»
Спектакль «Звериные истории»
Фото: cultinfo.ru

Американский драматург, автор порядка 400 пьес, спектакли по которым идут в театрах всего мира более 40 лет, Дон Нигро хорошо знает русскую классическую литературу. Стремление осмыслить ее многомерность и глубину даже побудило его к созданию цикла пьес о русских писателях и поэтах. В России он стал известен сравнительно недавно, и произошло это благодаря переводчику Виктору Веберу, который считает, что у пьесы «Звериные истории» «российская душа». Это наблюдение не случайно: глубокий психологизм, потребность в рефлексии, поиск ответа на вечные вопросы – о смысле жизни, о свободе воли и предопределенности судьбы – всё это настолько узнаваемо для нас, что «звери», предстающие перед зрителем в каждом из эпизодов, легко опознаются как «свои». Трагедия и фарс, философия и анекдот сплавляются в единое целое – в образ мятущегося существа, жалкого и величественного одновременно…

Смутное беспокойство терзает душу Леминга и влечет его к обрыву, за которым – он понимает это – скалы, океан, смерть. Но когда в сознании колоколом звучит «Должен! Должен! Должен!», даже неминуемая гибель не кажется веским аргументом против… Кошка вдруг осознает, что нитку, за которой она рада попрыгать, движет рука мальчишки, – а что же тогда движет мальчишкой и всеми остальными?.. Бабуин точно знает, что мир создан для бабуинов по образу и подобию их верховного божества, и уж он-то наведет в нем порядок… Домовая мышь – трудно представить существо более незатейливое! – создает целое философское учение о мышеловке, сыре и способности противиться соблазнам… Утконос – ни рыба, ни птица – смиренно принимает свою непохожесть на других, но в его смятенном монологе звучит глубокая боль одиночества…

Спектакль состоит из 10 историй, которые разыгрывают перед зрителем четыре актера Театра для детей и молодежи : Андрей Камендов, Сергей Закутин, Виктория Парфеньева и Надежда Старикова. Проникновенные монологи чередуются с драматическими диалогами, комедийные эпизоды оставляют едва уловимый привкус горечи, а по-настоящему трагические истории – есть здесь и такие – вызывают острую жалость к самим себе… По меткому замечанию переводчика в одном из интервью, «вряд ли кто из зрителей не узнает себя хотя бы в одном из персонажей». И действительно, именно узнаваемость героев этих историй делает их понятными, несмотря на «звериный» облик.

В этом облике, впрочем, нет ничего от басенной аллегоричности, когда каждый «зверь» олицетворяет определенный порок, и больше от него ничего не требуется. Здесь каждый герой нарочито неоднозначен и непредсказуем, по-звериному прост и по-человечески сложен. Режиссер Сергей Закутин признается, что в пьесе привлекла прежде всего парадоксальность, необычная точка зрения на знакомые каждому проблемы. Роли животных участники спектакля выбирали сами – каждого задело что-то свое в той истории, которую захотелось рассказать публике. Андрей Камендов заметил, что автор пьесы поставил персонажей в такие ситуации, когда они не могут не высказаться:« В драматургии иногда бывает не понятно, почему вообще вот эти конкретные люди друг с другом разговаривают – внешние обстоятельства придуманы, а внутренней мотивировки нет. Здесь же, в этих коротеньких пьесках, цепляет именно невозможность промолчать. Причем думаешь: у-у, какие они храбрые, эти «звери»! Ведь говорят они о вещах глубоко личных, интимных, которые страшно вынести наружу ».

Каждая «звериная история» имеет свою тональность, звучит по-своему – это создает эмоциональный рисунок спектакля, те «перепады настроения», которые держат в состоянии напряженного внимания, желания всматриваться и вслушиваться. Какие-то истории вписаны в бытовой антураж, какие-то наоборот нарочито абстрактны и абсурдны. По словам актеров, к каждому фрагменту подбирались по-разному, и процесс работы был очень интересным. В одном из отзывов на первый показ спектакля проницательный зритель отметил, что актеры играют не зверей и не людей – они играют смыслы. Пожалуй, лучше не скажешь. Остается прийти на спектакль и увидеть в «Звериных историях» свой, человеческий смысл.

Светлана Гришина
 
По теме
Freepik.com - Вологда-поиск Freepik.com Расследование уголовное дела, связанного с распространением подростком заведомо ложных сообщений о минировании, продолжается в Вологодской области, - сообщает пресс-служба УМВД России по Вологодской области.
Вологда-поиск
«Доброе слово лечит» - Газета Восход Не так давно завершился традиционный конкурс «Народный доктор». В номинации «Народный врач» в Сямженской ЦРБ победила терапевт Ольга Широкова.
Газета Восход
Прямое общение с людьми – основа эффективного управления - Газета Красное Знамя Медицинское обслуживание, ремонт дорог, благоустройство – эти и многие другие вопросы были обсуждены на встрече с населением «Выездные встречи глав округов и районов с жителями должны проводиться регулярно»,
Газета Красное Знамя
Фото с сайта freepik.com - Вологда-поиск Фото с сайта freepik.com 31-летняя блогерша призналась подписчикам, что ежегодно  занимается изучением мусорных баков возле университетских общежитий после выезда от туда учащихся,
Вологда-поиск